«Когда принималось решение о создании Иконописной школы, ? говорит ее заведующий архимандрит Лука (Головков), ? не было других вариантов размещения нового учебного заведения, кроме как в Троице -Сергиевой Лавре».
Иконописная школа опирается на богатые традиции, восходящие к первым годам существования обители преподобного Сергия.
«В Троицком монастыре всегда уделялось огромное внимание церковному искусству, ? подчеркивает архимандрит Лука.? Бережно сохранялись келейные иконы преподобного Сергия, которыми он очень дорожил. Преподобный Никон Радонежский, управлявший обителью после кончины ее основателя, также придавал иконописи большое значение. По его благословению был построен великолепный Троицкий собор, который расписывали такие выдающиеся мастера, как преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Лавра с давних пор была значимым иконописным центром. В монастыре возникла иконописная школа, о которой проявлял большую заботу преподобный Антоний Радонежский».
С приходом к власти большевиков на обучение иконописи был наложен запрет. Однако при первой же возможности усилиями подвижников в Лавре возобновилось изучение старинных образцов церковного искусства. В начале 1950-х годов в МДА создается иконописный кружок. Первым его руководителем был архиепископ Сергий (Голубцов), известный реставратор, преподававший в духовных школах церковную археологию. Какое-то время кружком руководил протоиерей Алексий Остапов. В 1957 году кружок возглавила Мария Николаевна Соколова, впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Иулиания. Мария Николаевна была духовной дочерью святого праведного Алексия Мечева и его сына? священномученика Сергия Мечева. Она участвовала в реставрации и написании икон для храмов Троице-Сергиевой Лавры. С приходом Марии Николаевны к руководству иконописным кружком он быстро выдвинулся на первое место среди многочисленных кружков МДА. «Матушка Иулиания не дожила до создания Иконописной школы, но ее идеи и наработки легли в основу процесса обучения, ? говорит архимандрит Лука.? Первыми преподавателями нашей школы стали ученики матушки Иулиании. Она видела свою задачу в том, чтобы научить пониманию и применению языка древних икон, в которых запечатлен святоотеческий опыт, воплотившийся в красках. Труды и творчество монахини Иулиании высоко ценил Святейший Патриарх Пимен, придававший большое значение развитию иконописания в Троице-Сергиевой Лавре».Архимандрит Лука также посещал занятия в иконописном кружке Московской духовной академии. Стремление заняться иконописью появилось у отца Луки еще в юношеские годы. По его словам, одной из причин, почему он поступил именно в Московские духовные школы, послужило то, что в МДА действовал сильный иконописный кружок. Отец Лука трудится в Иконописной школе с первых лет ее существования, а с 1993 года является ее руководителем.Одной из самых значительных работ, выполненных в школе за последние годы, стала икона собора 65 святых, учивших и учившихся в Московской духовной академии, написанная к юбилею МДА.«Замысел этого образа складывался давно, но исполнение его приходилось откладывать, поскольку число прославленных святых все увеличивалось и увеличивалось, ? рассказывает архимандрит Лука.? Среди изображенных на иконе? священноисповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). Владыка Афанасий находился в тесном духовном общении с матушкой Иулианией (Соколовой). Он делал для нее эскизы, заказывал ей иконы. Самая известная из них? образ Всех святых, в земле Российской просиявших».Чтобы стать настоящим иконописцем, мало иметь художественный талант и владеть техникой живописи. Поступающие в Иконописную школу при МДА должны быть глубоко воцерковленными людьми.«В иконописных мастерских, к сожалению, это не всегда требуется, ? замечает архимандрит Лука.? Порой там берут верх коммерческие мотивы. Это сказывается на иконе. Образ, написанный холодно, хотя и технически правильно, не может быть помощником в молитве. Надо, чтобы иконописец всей душой молился при написании образа, чтобы написанная им икона была воплощенной молитвой».Иконописная школа при МДА принимала участие в реставрации Троицкого собора Лавры, в изготовлении мощевиков для Серапионовой палаты, в написании аналойных икон для Троицкого и Успенского соборов обители. Выпускники школы трудятся в иконописной мастерской Лавры наряду с насельниками монастыря. Школа оказывает Лавре большую консультативную помощь.Значительной дипломной работой нынешнего учебного года станет образ святителя Московского Иннокентия, сыгравшего важную роль в истории Троице-Сергиевого монастыря и нашедшего в его стенах последнее упокоение. Этот образ создается по заказу Иркутской епархии. В Иркутске начиналось священническое служение владыки Иннокентия. Выпускников Иконописной школы при МДА можно встретить сегодня во многих епархиях Русской Православной Церкви, в различных духовных учебных заведениях и иконописных мастерских. В их творчестве находят воплощение испытанные веками канонические традиции церковного искусства.В. Вальков
газета «Маковец»