image

КОНДРАТЬЕВ ГАВРИИЛ АФАНАСЬЕВ (уп. 1654–1679)

Патриарший и кормовой царский иконописец. По некоторым сведениям, ранее иконописец Троице-Сергиева монастыря. Брат Кузьмы Кондратьева.

Вместе с старцем Агафоником осенью 1654 г. писал "на новых резных царских дверях, что сделаны в соборную церковь” (т. е. в московский Успенский собор) (МАМЮ. Кн. № 38. Л. 401 и об; ср. Л. 402, 403об).

В октябре того же года он расписывает "по золоту травы” патриаршее место в Успенском соборе (Там же. № 38. Л. 406).

В ноябре 1654 г. он пишет местную икону Богоматери Одигитрии в церковь Трех святителей (Там же. № 38. Л. 407об; ср. Л. 409 и об).

В декабре он пишет икону Богоматери в Успенский собор "стоять у раки Филиппа митрополита” (Там же. № 38. Л. 410 и об).

В конце того же месяца и в январе 1655 г. он (в документе назван Гавриилом Афанасьевым в первый раз. Там же. Л. 413) писал икону св. Филиппа митрополита в Успенский собор — "стоять у раки чудотворца Филиппа” (Там же. Л. 413 и 414).

В июле 1655 г. он "разцвечивает” "книгу Библию в лицах” (Там же. Л. 419об–420) (Успенский 1917:45–46).

13 ноября 1655 г. были куплены материалы для письма Гаврилой Конратьевым двух местных икон для церкви Трех святителей у патриарха на сенях — Богоматери и Трех святителей (Забелин 1884–1886. Ч. 1:231).

В феврале и марте 1657 г. он писал "иконы государевых образов” для патриаршего благословения на праздник Пасхи (МАМЮ. Кн. № 41. Л. 152 и 153) (Успенский 1917:45–46).

В 1659 г. в известной иконе Благовещения — в церкви Грузинской Божией Матери — "до лиц довершил выборку”; в 1660 г. был у стенного письма в Архангельском соборе, писал драгунские знамена (в росписи значится в 1-й статье. Стлб. № 116 169 г.), царские двери в церковь преп.-муч. Евдокии, "на сенях” (Стлб. № 405 168 г.); в 1661 г. был у "государевых дел” вместе с Степаном Резанцем и др. (Стлб. № 479 169 г.); был также (в 1660 г.) "в набережном терему, у государевых знамен и в золотой палате” (Стлб. № 444 169 г.).

В сентябре 1660 г. вместе с другими иконописцами писал в Покровский — Василия Блаженного собор (церковь св. Троицы, на Рву) "Спасов образ да северную дверь” и чинил пять местных икон и царские двери (Оп. 32. № 1313 169 г.) (Успенский 1910).

В 1661 г. Гавриил Кондратьев был "у государева дела” вместе с Степаном Резанцем и патриаршими иконописцами Федором Елизаровым, Леонтием Давыдовым, Ив. Федотовым и Вавил Семеновым (Стлб. № 479 169 г.), написал "вверх” (т. е. во дворец) образ Живоначальныя Троицы (Успенский 1910:224).

1 августа 1661 г. подьячий Казенного приказа Василий Деметьев купил краски иконникам Гавриле Кондратьеву и Федору Елизарьеву, чтобы они писали новые деисусы в патриарший храм — церковь Апостола Филиппа в Кремле (Забелин 1884–1886. Ч. 1:234).

В 1664 г. Гавриил Кондратьев и Федор Елизарьев были вызваны "для скорых великаго государя иконописных дел” (Стлб. 1 разряда 172 г. № 355) (Успенский 1913–1916. Т. 1:75).

В 1664 г. был у стенного и травного письма в государевых палатах и на золотом крыльце (Стлб. № 288 172 г.); писал иконы для иконостаса в церковь преп.-муч. Евдокии (Стлб. № 328 172 г.); был у письма икон на дворе боярина Никиты Ивановича Романова.

В 1666 г. не был "сыскан” к стенному письму в Архангельском соборе (Успенский 1910).

В 1666 г. вызывался для росписи церкви Спаса Нерукотворного во дворце (Забелин 1850:75).

26 марта 1667 г. ему дали 8 алт. "на два дерева образных — Всемилостиваго Спаса на престоле, запасной, в подношение Великому Государю, да на Распятие Господне святейшему патриарху в келью” (МАМЮ. Кн. № 60. Л. 105) (Успенский 1917:46).

23 июля 1667 г. Гавриил Кондратьев за свои "иконописныя стенныя дела” получил "в приказ” сукно английское (Стлб. № 570 175 г.).

В 1667 г. вместе с Федором Елизарьевым написал икону Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями (Бандиленко 1991).

В июне 1670 г. Гавриил Кондратьев писал икону тезоименитой великой княжне Марии Алексеевне преп. Марии Египетской (Стлб. № 449 178 г.) (Успенский 1910).

26 июня 1671 г. указано взять из Патриаршего приказа для письма образов иконописцев Федора Елизарьева, Гаврила Кондратьева (Забелин 1894. Вып. 2).

В июле 1675 г. был у починки "деисусов, праздников, пророков и праотцев” в Большом Успенском соборе (Стлб. № 418 183 г.) (Успенский 1910).

В феврале 1677 г. "патриарший домовой иконописец” Гаврилов Кондратьев вместе с Федором Елизарьевым и Дмитрием Львовым писал 15 икон "розных под оклады для подношения Великому Государю” (МАМЮ. Кн. № 92. Л. 216об), — весною 1679 г. писал 5 икон "розных статей добраго письма”, с пропискою риз золотом, и 50 икон Владимирской Богоматери (Там же. № 95. Л. 205, 208).

В ноябре 1679 г. вместе с Федором Елизарьевым писал для патриарха 60 икон Владимирской Богоматери (Там же. № 99. Л. 189об–190) (Успенский 1917:46).

Сохранившиеся произведения:

1.  Рудаков Яков Тихонов (Казанец), Кондратьев  Гаврила Афанасьев, Ушаков Симон Федоров.  Благовещение, с 12 клеймами Акафиста. 1659 г. Музей "Церковь Троицы в Никитниках” (филиал ГИМ). Инв. И VIII 82848, 1602. 141,2 х 97, 8 см.

Внизу, между вторым и третьим клеймами в картуше надпись: "Написася сия икона в церковь Святыя Троицы, строение гостя Григория Никитникова, что в Китае городе. Писал до лиц сий образ Иаков Казанец, до лиц же вибирку довершил Гаврило Кондратьев, лица у всей иконы писал Симан Феодоров сын Ушаков…». Далее совершенно неразборчиво, в монографии Е.С.Овчинниковой приводится окончание текста: «Написася от создания мира 7167, от воплощения Сына Божия 1659, июля в 28 день” (Овчинникова 1970). (К.Л.).

2. Федор Елизарьев, Гавриил Кондратьев. Богоматерь Тихвинская со 103-мя клеймами. 1668 г. ГММК. Инв. Ж-158/1 1054 соб. 241х196 см. Оклад серебряный (хранится отдельно).

Приписываемые произведения:

1. Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. "Троица Ветхозаветная”. Около 1659 г. Музей "Церковь Троицы в Никитниках” (филиал ГИМ) (Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Памятник живописи и зодчества XVII века. М., 1970:136, ил. 160–162.

2. Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. "Троица Ветхозаветная”. Около 1659 г. ВУМЗ. 175,8Ѕ147,3 см. Происходит из Троицкого собора Гледенского монастыря в Великом Устюге. Атрибуция Н. И. Комашко на основании сходства с иконой Троицы из церкви Троицы в Никитниках в Москве.




Библиография:

Забелин 1850:39, 53, 55, 71, 75; Забелин 1884–1886. Ч. 1:231; Забелин 1894. Вып. 2:110; Успенский 1910:149, 224; Успенский 1913–1916. Т. 1:75, 79; Успенский 1917:45–46; Бандиленко Е. А. Икона "Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями” (к вопросу о составе клейм) // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991:83–96.


Забелин 1850:39, 53, 55, 71, 75; Забелин 1884–1886. Ч. 1:231; Забелин 1894. Вып. 2:110; Успенский 1910:149, 224; Успенский 1913–1916. Т. 1:75, 79; Успенский 1917:45–46; Бандиленко Е. А. Икона "Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями” (к вопросу о составе клейм) // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991:83–96.



Источник: rusico.indrik.ru


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту