image

Один из крупнейших государевых иконописцев, часто выполнял заказы Никиты Григорьевича и особенно Максима Яковлевича Строганова, человеком которого он впоследствии становится. Два его сына, Никифор Савин и Назарий Савин, тоже были видными иконниками.

Иконы письма Истомы Савина неоднократно упоминаются во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря. В августе 1595 г. старец Иона Койдокурец дал в монастырь икону выносную Богоматери, которая была оценена в 2,5 руб. В 1604 г. священник Калистрат внес туда же местную икону Троицы, в 1608 г. москвич Ждан Михайлов сын Шипов — образ Антония Сийского. В апреле 1616 г. среди образов, поступивших в монастырь после смерти игумена Иосифа [ в справочнике Павла Строева не указан – ред. ] значится несколько икон письма Истомы Савина: "Троица” и "Благовещение”, обе большие пядницы на празелени, да в ту же меру складни: Спас, Богоматерь и Иоанн Предтеча на празелени, в подножии Сергий Радонежский и Антоний, обложены медью, образ Богоматери Коневской на красках, малая пядница "Герасим, иже на Иордане”. Все вместе были оценены в 5 руб. 13 алт. 2 деньги (Изюмов 1917).

Истома Савин написал для Благовещенского собора Сольвычегодска две иконы Владимирской Богоматери (1602 г.) и одну икону Донской Богоматери (1629 г.)

Размеры обеих Владимирских — 9Ѕ7 вер. Первая похищена из собора в 1842 г. [приведены надписи на ризах] (Савваитов 1873). В статье П. Балова о ней сказано: "В особенном киоте образ Богородицы Владимирския… поля и средина покрыты серебром, на нем венец с короною и цатою украшены 63 дорогими каменьями и вставками и 1845 жемчугами; в привесе образа наперстный крест золотой чеканный с мощами и золотой цепочкой, обнизанный жемчугом, коего счетом 235; весу в нем с цепочкою, мощами и жемчугом 40 золотников. По краям вычеканена надпись: „Лета 7111 (1602) октября в 1 день сей образ написан был по обещанию и по велению Петра Семеновича Строганова рукою государева иконописца Истомы Савина, а украся, сим образом благословила Евдокия Нестеровна, жена Семена Аникиевича Строганова, сына своего Петра в роды и роды и в предъдущие роды родов, на веки аминь"” (Балов 1841).

В том же соборе находилась другая икона Владимирской Богоматери. "Икона стояла в киоте, обложенном серебром басменным золоченным, с резанными на створках на серебре с чернью ладичными [владычными?] праздниками; на полях же, с одной стороны, резаны святые, а с другой — по серебру наведены чернью икосы и кондаки. Кроме того, на нем по серебру вырезаны и наведены чернью „Достойно есть", „О тебе радуется" и „Похвала Пречистые Богородице". У киота два замочка, скобки, пробой и ключи серебряные. На задней стороне его сохранилась надпись следующая: „Лета 7129 (1621) месяца сентября в 1 день поставлен бысть сей образ Пречистыя Богородицы, иже нарицается Владимирская, и с киотом в доме Пречистой Богородице честнаго и славнаго Ея Благовещения к соборному каменному храму у Соли Вычегодския, а написан бысть сей образ и украшен всякой утварью, каменьем, жемчугом, златом и серебром по обещанию и по велению Семена Аникиевича Строганова жены Евдокии Нестеровны и сына их Петра Семеновича благополучия ради вечнаго, ради блаженства себе и супругу своему и чад своих ныне и во веки веков”.

"Богоматерь Донская” 1629 г. находилась в местном ряду иконостаса Благовещенского собора, слева от царских врат. На боку оклада чеканная надпись: "Сей образ писан Истомою Савиным, иконописцем государевым, по обещанию Семена Аникиева Строганова и им же украшен”. Икона помещена в киот с изображением на бочке Похвалы Богородицы, на створах — Благовещение. В нижней части киота наложена черневая надпись: "7137 (1629) месяца марта поставили сию киоть в доме Благовещения в каменный храм Андрей Семенович Строганов с сыном своим Димитрием” (Попов 1994).

По мнению Ю. Н. Дмитриева, Истома Савин, "государев иконописец” и Истома, "человек” Максима Яковлевича Строганова, — это разные лица. Последний написал иконы "Неделя о слепом” (ГТГ) и "Воскрешение Лазаря” (ГРМ), которые по мастерству значительно ниже работ Истомы Савина. Возможно, их автором был "Мартемьян, прозвище Истома, Елизарьев сын, Иконник”, крепостной иконописец Строгановых, имя которого известно по документам начала XVII в. (Дмитриев 1955).

Эти две иконы и "Происхождение честных древ” (ГТГ) Д. Е. Мальцева приписывает предположительно Истоме Гордееву, автору икон "Чудеса Богоматери” и складня "Церковь походная” в собрании Павла Корина. "Петра митрополита” она считает совместной работой Истомы Савина и Истомы Гордеева (доклад на конференции в ГРМ 8–10 апреля 1986 г. См.: Советское искусствознание 1988).

Возможно, к Истоме Савину относится запись под 7125 (1617) г. во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря: "Игумен Исидор Кожеозерский образов оставил в Сийский монастырь в свое обещание: образ Умиление Богородицы, обложен серебром чеканным с короною и с цатами в киоте, образ Живоначальной Троицы, образ Благовещения, оба в одну меру большия на празелени, образ Богородицы Коневския, образ Герасима, иже на Иордане; а все те образа письма Истомы” (Макарий 1878).

Игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий, будучи сослан в Кожозерский монастырь, заказал Истоме Савину 20 пядничных икон (Архив СПб ФИРИ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 1) (Мальцева 1991:30).

В церкви Ильи пророка в Ярославле, согласно описи 1651 г., среди 6-листовых икон, стоящих над местным рядом, находилось пять икон письма Истомы Савина: 1) Леонтий, Исайя и Игнатий Ростовские; 2) Святитель Иаков, преп. Авраамий и Исидор Блаженный Ростовские; 3) Преп. Евфимий Суздальский, Никита Переславский и Дмитрий Прилуцкий; 4) Преп. Пафнутий Боровский, Александр Свирский и Макарий Калязинский; 5) Зосима и Савватий Соловецкие (Трехлетов 1850. № 43:421). Из этих икон в начале XX века на месте находилась только икона ростоских святителей (Ровинский 1903).

В собрании Солдатенковх, помимо дошедшей до нас иконы "Исцеление слепого” находилась икона "Жены мироносицы” размером 65,6х58,5 см. (Ровинский 1903)

 

Сохранившиеся произведения:

1. Воскрешение Лазаря. XVII в. (?). ГРМ. Инв. ДРЖ 1049. 40,1х33,3 см. В XIX в. находилась в колл. С. Г. Строганова, в 1870 г. — в Музее Общества поощрения художеств, откуда в 1922 г. пост. в ГРМ. Реставрирована до поступления в ГРМ. Реставрационное исследование и пробное раскрытие произведены в ГРМ в 1978 г. И. В. Ярыгиной, дополнительное исследование — в 1983 г. Р. А. Кесаревым.

На тыльной стороне под нижней шпонкой в круге чернилами надпись в четыре строки (вероятно, поддельная): "Си образ Максима Яковлева сына Строганова писмо человека ево Истомы” (Искусство строгановских мастеров 1987:44).

В каталоге Музея Общества поощрения художеств (СПб., 1901. № 11) неправильно назван Истоминым, обозначен год 1658 (?). Была в собрании Строгановского дворца (Каргер 1928).

2. Неделя шестая о слепом (Исцеление слепого). К. XVI в. ГТГ. Инв. 14242. 40х36 см. Собр. К. Т. Солдатенкова. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте иконы в круглом клейме надпись: "Си образ Максима Яковлева сына Строганова. Писмо человека ево Истомы” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 784).

3. Богоматерь Боголюбская, с избранными святыми. Складень трехстворчатый. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 14261. Размер каждой створки 35х15 см. Находилась в Чудовом монастыре, в усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича. Пост. из ГИМ в 1930 г. Ранее находилась в Благовещенском соборе Сольвычегодска.

На обороте каждой доски по два круглых клейма с надписями: 1) "Сия цка гроба Петра митрополита киевскаго и московскаго, всея Руси чюдотворца”; 2) "Сия икона Максима Яковлева сына Строганова, писмо Истомы Савина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 785).

4. Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская). К. XVI в. ГТГ. Инв. 14214. 37х26 см. Собр. Ерофея Афанасьева. Пост. из ГИМ в 1930 г. Е. Логвинов предполагает, что икона происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска: иконография и подбор святых те же, что на иконе из этого собора "Богоматерь Одигитрия”, СИХМ. Инв. СМ377Ж (Логвинов 1991).

На обороте, под верхней шпонкой, надпись: "Писмо И… Савина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 786).

5. Избранные святые: Никита Воин, Григорий Богослов, мученицы Марфа и Евпраксия. К. XVI в. ГТГ. Инв. 14220. 36х32 см. Собр. Ерофея Афанасьева, затем С. П. Рябушинского. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись: "Пис… Истомы Савина” и клеймо дома Строгановых (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 787).

6. Петр митрополит, с житием. Н. XVII в. ГТГ. Инв. 14295. Размер средника 35х16 см. Доски с клеймами 41Ѕ42 см. Происходит из усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте средника два круглых клейма с надписями. В верхнем клейме: "Сия цка гроба Петра митрополита киевскаго и московскаго и всея Руси чюдотворца”; в нижнем клейме: "Сия икона Максима Яковлева сына Строганова писмо Истомы Савина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 788).

Ранее находилась в Благовещенском соборе Сольвычегодска (Логвинов 1991).

7. Происхождение честных древ креста. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 24817. 40х31 см. Собр. Е. Е. Егорова. Пост. из ГБЛ в 1939 г.

На обороте надпись в круге: "Сии образ написан по повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо [че]ловека ево Истомы” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 789).

8.   Богоматерь Владимирская с 18 клеймами Сказания о ТемирАксаке. Н. XVII в. ПХГ. Инв. ДМ  47. 115х85 см. (композиция точно такая, как "Богоматерь Владимирская с праздниками” из СИХМ, Инв. СМ 343Ж). Происходит из церкви Похвалы Богоматери с. Орла Усольского района. Реставрация: ГТГ, 1945. И. В.Овчинников; ВХНРЦ, 1966. (Архив ВХНРЦ. Д. 2942).

На обороте надпись: "Поставление Никиты Григорьевича Строганова. Писмо Истомы Савина” (Каменская 1956; Подписные иконы Пермской художественной галереи 1993).

9. Богоматерь Донская. 1-я четв. XVII в. ГОП. Инв. Из местного ряда иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске. Пост. в 20-х гг. из Гохрана после изъятия в 1922 г. из собора экспертной комиссией СевероДвинского губисполкома.

На левом торце оклада в верхней части надпись: "Образ пречистыя Богородицы Умиление Донские написан иконописцом Истомою Савиным по обещанию Андрея Семена Аникиевича Строганова и обложен образ чеканом и камением, и с жемчугом”. В литературе изза неточного прочтения надписи неправильно названо имя вкладчика, что служит основанием для датировки ее до 1586 г., и Истома Савин произвольно назван "иконописец государев”, чего нет в других источниках (Логвинов 1991).

10. Вседержитель на престоле, с молящимися святыми. Между 1592 и 1597 г. СИХМ. Инв. 537. Под записью. Из местного ряда иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске.

На обороте вкладная надпись: "Сий образ всемилостивого Спаса с молящими святыми, венцы, и коруна, и цаты обложены чеканом, а на тряпках резаны святые, а цаты, и венцы, и коруна с камением и с жемчюга, а средина обложена серебром с чернию, а поля басмою обложены, а поставление тот образ у Соли у Вычегоцькие на посаде в соборьную и каменьную церковь Блговещение Пречистые Богородицы Максма Яковлевича Строганова писмо Истомы Савина”. Икона содержит изображения святых, одноименных членам семьи Максима Яковлевича Строганова, что дает основание для датировки (Логвинов 1991).

11. Деисусный чин, поясной. XVII в. ГРМ.

Спас. Инв. ДРЖ 1050. 39,7х33,1 см.

Богоматерь. Инв. ДРЖ 1052. 39,9х33,1 см.

Иоанн Предтеча. Инв. ДРЖ 1051. 39,9х33,1 см.

В ГРМ пост. в 1934 г. из старообрядческой молельни в Ленинграде. Неоднократно реставрировались до поступления в ГРМ. Иконы Спаса и Богоматери раскрыты. Красочный слой на ликах сильно потерт, первоначальный текст на свитке Богоматери почти полностью утрачен. На иконе Иоанна Предтечи частичное раскрытие обнаружило значительную потертость красочной живописи. Реставрационное исследование и раскрытие икон произведены в ГРМ в 1981–1983 гг. Р. А. Кесаревым.

На тыльных сторонах всех икон под верхними шпонками в картушах надписи XVII в. в одну строку: "Максима Строганова писмо Истомы Савина” (Искусство строгановских мастеров 1987:45).

Приписываемые произведения:

1. Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская). Ок. 1606 г. ГТГ. Инв. 29563. 160х122 см. Происходит из Борисоглебской церкви в Сольвычегодске. Пост. из ЦГРМ в 1932 г.

Е. Логвинов считает, что это местночтимый образ сольвычегодского Благовещенского монастыря, который А. Соскин (см. Соскин 1881–1882) приписывает Истоме Савину, хотя и отмечает, что стилистически эта икона, как и "Богоматерь Донская”, ближе не к другим произведениям Истомы, а к "Царевичу Дмитрию” Назария Истомина Савина (Логвинов 1991). См. также: Лебедев В. И. О святынях Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1904. № 1:11

2. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Средник складнякузова. К. XVI в. ГТГ. Дом-музей П,Д.Корина. Инв. ДР-2635. ОС 775. 25,5х22,5 см. Приобретена у П. И. Юкина.

Предположение об авторстве высказано В. И. Антоновой на основании стилистического сходства с иконой "Богоматерь Боголюбская, с избранными святыми” из собрания ГТГ (Антонова 1966:94–95).

3. Дмитрий Солунский на троне из Дмитровской церкви Дымковской слободы в Великом Устюге (Антонова 1951).

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

Балов П. Сольвычегодский Благовещенский собор // Вологодские ГВ. 1841. № 47:346; Трехлетов 1850. № 43:421; Савваитов 1873:41–42; Макарий 1878:76–77; Соскин 1881–1882; Савваитов 1886:8; Ровинский 1903:29–30; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве. М., 1904:3; Степанов М. П. Храмусыпальница Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. М., 1909:40–42; Изюмов 1914:18, 23, 28–29; Муратов 1914: 366, илл. на с. 359; Ешкилев 1926:12; Введенский А. А. Иконные горницы у Строгановых в XVI–XVII вв. // Материалы по истории русского искусства. Л., 1928:56; Каргер 1928:128; Антонова В. И. Историческое значение изображения Дмитрия Солунского // КСИИМК. М., 1951. Вып. 41:93. Прим. 2; Дмитриев 1955:664; Каменская Е. Ф. Исторический сюжет в клеймах иконы "Владимирская Богоматерь” Истомы Савина // ГТГ: Материалы и исследования. Т. 1. М., 1956:44; Серебренников 1961:31–32; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:310–316 (№ 784–789); Антонова 1966:94–95; Гра 1983:43, 56; Искусство строгановских мастеров 1987:13, 44–45; Турцова 1987:94–95; Логвинов 1988; Советское искусствознание. 24. М., 1988:462; Логвинов 1991:13–14, 23–24; Мальцева 1991:30; Подписные иконы Пермской художественной галереи 1993:17; Попов  1863 (1994):88–90; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 51; Мальцевы 2000:64–65;  Иконы строгановских вотчин 2003: 76-77, 196

 

 

 

Источник: rusico.indrik.ru


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту