Гуслицы
и по сей день считают старообрядческим центром, обитатели которого в
основном священнослужители. Об его существовании вспоминалось еще в XIV
веке. Жители этого региона начали развивать самобытную художественную
культуру, которая закрепилась основательно в XIX веке. Старообрядцы
занимались реставрацией и переписыванием книг, украшали их «гуслицкой»
росписью. Мастерские по медному литью делали кресты, складни, иконы и
другие подобные заказы.
Гуслицкая художественная культура во всех ее
направлениях имела свои особенности, а вот иконопись, как утверждают
коллекционеры, не имела особых отличий и относилась к примитивным
образцам живописи XIX века, написанных на темном фоне. Но это довольно
спорный вопрос, ведь гуслицкая икона была довольно разнообразной и яркой
в своем исполнении, если сравнивать с другими произведениями того
времени и все же имели свои стилистические отличия.
Несомненно,
мастера соседних районов имели свое влияние на гуслецких. В то время
довольно популярными и востребованными были палехские иконы. Именно по
этому они стали основным прототипом и источником для творения гуслецких
образов, но вместе с тем, додавались некоторые свои особенности, которые
давали возможность определить их принадлежность к местной культуре.
Самым любимым и наиболее используемым приемом было исполнение полей
темной охрой, на которых яркими цветами выделены фоны дробниц с будущими
образами святых.
Наиболее известными гуслецкими творениями второй
половины XIX века являются: «Иоанн Богослов в молчании», «Свт. Николай
Чудотворец», «Преподобная Евдокия» и «Прп. Сергий Радонежский». Это част
икон собрания ЦМиАР. Всем им присущи типичные особенности: объемное
строение лика, наложение насыщенного слоя заливки и завершение карнации
малыми белильными оживками.
Гуслицкая икона исполнялась в сумрачных
тонах зелено-коричневой гаммы. Их превосходно сочетали с красным,
пурпурным, изумрудно-зеленым цветом и светлой охрой. Для контраста
дробницы исполнялись ярко-красным на фоне охристого цвета, а широкие
поля были в коричневых или оливковых тонах. Еще одним свойственным
элементом являлось большое почтение рукописей, поэтому очень часто на
иконах изображались открытые книги и свитки. Его особенность в том, что
на страницах писался оригинальный текст изображенной литературы.
Также
местные мастера писали образы с многочастными композициями, такая
методика позволяла изображать на одном полотне несколько разных сюжетных
линий и соответственно разные образы святых. Наиболее почитаемые
работы, выполненные в этом стиле: «Введение во храм; Усекновение главы
Иоанна Предтечи; Не рыдай Мене Мати; Богоматерь Знамение», состоящая из
четырех частей и «Рождество пресвятой Богородицы с клеймами».
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.