image

ГУСЛИЦКАЯ ИКОНА - ДОСТОЯНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гуслицы и по сей день считают старообрядческим центром, обитатели которого в основном священнослужители. Об его существовании вспоминалось еще в XIV веке. Жители этого региона начали развивать самобытную художественную культуру, которая закрепилась основательно в XIX веке. Старообрядцы занимались реставрацией и переписыванием книг, украшали их «гуслицкой» росписью. Мастерские по медному литью делали кресты, складни, иконы и другие подобные заказы.
Гуслицкая художественная культура во всех ее направлениях имела свои особенности, а вот иконопись, как утверждают коллекционеры, не имела особых отличий и относилась к примитивным образцам живописи XIX века, написанных на темном фоне. Но это довольно спорный вопрос, ведь гуслицкая икона была довольно разнообразной и яркой в своем исполнении, если сравнивать с другими произведениями того времени и все же имели свои стилистические отличия.
Несомненно, мастера соседних районов имели свое влияние на гуслецких. В то время довольно популярными и востребованными были палехские иконы. Именно по этому они стали основным прототипом и источником для творения гуслецких образов, но вместе с тем, додавались некоторые свои особенности, которые давали возможность определить их принадлежность к местной культуре. Самым любимым и наиболее используемым приемом было исполнение полей темной охрой, на которых яркими цветами выделены фоны дробниц с будущими образами святых.
Наиболее известными гуслецкими творениями второй половины XIX века являются: «Иоанн Богослов в молчании», «Свт. Николай Чудотворец», «Преподобная Евдокия» и «Прп. Сергий Радонежский». Это част икон собрания ЦМиАР. Всем им присущи типичные особенности: объемное строение лика, наложение насыщенного слоя заливки и завершение карнации малыми белильными оживками.
Гуслицкая икона исполнялась в сумрачных тонах зелено-коричневой гаммы. Их превосходно сочетали с красным, пурпурным, изумрудно-зеленым цветом и светлой охрой. Для контраста дробницы исполнялись ярко-красным на фоне охристого цвета, а широкие поля были в коричневых или оливковых тонах. Еще одним свойственным элементом являлось большое почтение рукописей, поэтому очень часто на иконах изображались открытые книги и свитки. Его особенность в том, что на страницах писался оригинальный текст изображенной литературы.
Также местные мастера писали образы с многочастными композициями, такая методика позволяла изображать на одном полотне несколько разных сюжетных линий и соответственно разные образы святых. Наиболее почитаемые работы, выполненные в этом стиле: «Введение во храм; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Не рыдай Мене Мати; Богоматерь Знамение», состоящая из четырех частей и «Рождество пресвятой Богородицы с клеймами».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту