image

Лекция о гуслицкой иконописи в Музее имени Андрея Рублева

12 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве прошла лекция о гуслицкой иконописи. Лекцию прочитали два специалиста: Татьяна Никитична Нечаева, заведующая фондовым отделом Музея им. Андрея Рублева, и Михаил Алексеевич Чернов, известный искусствовед, редактор журнала «Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования». Т.Н. Нечаева и М.А. Чернов, авторы ряда публикаций о гуслицкой иконописи, рассказали о художественных особенностях икон старообрядческой Палестины.
Лекция прошла в рамках музейной программы «Под сенью «Винограда Российского»». Ранее постоянные гости программы уже изучили расположение основных старообрядческих поселений в Гуслицах, познакомились с рядом изданий о гуслицком старообрядчестве, узнали историю беспоповских согласий в Гуслицах. А на лекции слушателям предстояло виртуально попутешествовать по гуслицким иконописным мастерским. По Гуслицам трудно путешествовать на туристическом автобусе, по Гуслицам хочется ездить неспешно, проникаясь естественной красотой лесов, заболоченных полей и деревенских окраин.

На окраине Беливо. Октябрь 2015 года

 

В Гуслицах время будто бы замедлило ход: там и сегодня можно увидеть колоритные ворота с литыми крестами. Ну а знаменитые наличники в гуслицких деревнях не фотографировал только тот, кто не видел их лично.

Наличники в деревне Язвищи. Сентябрь 2016 года

 

Для Музея имени Андрея Рублева тема Гуслиц — особая. Ни для кого не секрет, что в фондах музея хранится замечательная коллекция гуслицкого медного литься, гуслицких певческих книг и гуслицких старообрядческих икон. Одна из них — замечательный в своей сдержанности и тонкости образ «Святитель Никола Чудотворец» второй половины XIX века.

Святитель Никола Чудотворец. II половина XIX века. Гуслицы. Собрание МиАР

 

Образ замечателен своим приглушенным теплым колоритом с киноварными и малиновыми всполохами. Изысканно сочетаются темно-зеленый тон омофора и пурпурно-фиолетовый оттенок плата на покровенной левой руке. Лик написан строго традиционно яркими теплыми охрами, а объем условно смоделирован тончайшими белильными движками. Облачения святителя украшены крохотными белильными точками-жемчужинами. Есть в собрании музея и подписные и датированные памятники гуслицкой иконописи. Например, образ Иоанна Предотечи с клеймами жития.

 

Иоанн Предотеча, с клеймами жития и святыми на полях.1831 год. Мастер Симеон Иванов. Гуслицы, деревня Куровское. Собрание МиАР

 

В центре нижнего поля, в круглой рамке, на киноварном фоне белилами мастер указал буквенной цифирью год создания образа —1831-й. А свое имя и место создания образа он подписал крохотными буквами на правом поле, у ног преподобной Евдокии: «мастеръ Семеонъ Ивановъ // деревни Куровской». Сейчас Куровское — город Орехово-Зуевского района. А в середине XIX века, когда Куровское было только лишь старообрядческой гуслицкой деревней, то соседствовало оно с другой сплошь старообрядческой деревней Костино. Из деревни Костино к нам в музей тоже попала чудесная гуслицкая икона.

 

 

 

Невероятной тонкости и красоты образ Богородицы сплошь прописан золотом, которое словно мерцает на темном оливково-зеленом фоне… Однако, это уже встречалось в истории древнерусской иконописи в «мелочных письмах» строгановских икон. Действительно, на нижнем поле мы читаем очень изящную надпись, выполненную твореным золотом:

«НАПИСАСЯ СИ СВЯТАЯ ИКОНА В ЛЕТО ОТ РОЖЕСТВА ХРИСТОВА 1857 (ГОДА) С ПОДОБИЯ СТРОГАНОВЫХ ДРЕВНИХ ОБРАЗОВ. ИКОНОПИСЕЦ УДЕЛЬНОГО КАРПОВСКОГО ПРИКАЗА ДЕРЕВНИ КОСТИНОЙ КРЕСТЬЯНИН ФЕДОТ АНДРЕИВ КОРЧАГИН. ЦЕНА ПЯТЬ РУБ. СЕРЕБРОМ».

Так и есть: гуслицкий мастер писал «с подобия» строгановской иконы. Само Костино и его округа в XVIII-XIX веке были сплошь старообрядческими. В Костино проживало несколько династий гуслицких иконописцев-староверов: собственно семья Федота Корчагина, а также достаточно известная династия иконописцев Романовых. Удивительно сложилось так, что наш современник гуслицкий иконописец-старовер Сергей Федорович Романов — родом из села Костино — передал нашему музею коллекцию иконных образцов, которыми пользовались его предки.

 

 Никола. Один их иконных образцов, которыми пользовались иконописцы Романовы из Костино

 

 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту