В 1600 г. вместе с Федором Савиным расписал Благовещенский собор в Сольвычегодске. В надписи на стене назван московским иконником.
Как явствует из современной событию записи в рукописи Устава церковного, происходящей из этого храма (Рим, б-ка Папского Восточного института (Pontificcio Istituto Orientale), Слав. 3. Л. 65), работа над росписью Благовещенского собора в Сольвычегодске была начата 11 мая 1600 г. и завершена 29 августа того же года «внутрь и с олтари и с пределом Иоанна Богослова и с кружалы верхними», после чего храм был вторично освящен 28 сентября. (Джурова А., Станчев К. Описание славянских рукописей Папского Восточного института в Риме. Roma, 1997 (Orientalia Christiana Analecta. Vol. 255). С. 15). Турилов 2001).
Упоминается в документах московской Оружейной палаты под 1615 г. среди кормовых иконописцев (Викторов 1877).
Д. А. Ровинский указывает две иконы с подписями Степана Рефьева, которые прежде находились в собрании Семена Кузьмича: "Сотворение мира” и "Рождество Николая Чудотворца”. Первая из них сохранилась, вторая нет. На второй была надпись: "104 (1596) сия икона домовая соборнаго храма благовещения святыя богородицы... поставления Никиты Григорьева сына Строганова. Писмо Степаново” (Ровинский 1903). Сходная надпись имеется на иконе на тот же сюжет письма Семена Бороздина (см.).
Сохранившиеся произведения:
1. Сотворение мира. Н. XVII в. ГТГ. Инв. № 22064. 39x32 см. Собр. Семена Кузьмича, позже Г. О. Чирикова. Пост. в 1935 г.
На обороте, под верхней шпонкой, надпись: "Писмо Степана Арефьева”. На верхней шпонке клеймо дома Строгановых (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 777).
2. Спас Нерукотворный, Не рыдай мене мати, избранные святые (Григорий Богослов, муч. Никита, муч. Мавра и Евпраксия). Н. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 1016. 36,3x30,5 см. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска. Пост. в 1912 г. как дар императора Николая II. Ранее собр. Е. И. Брягина. Реставрирована до поступления в музей. Реставрационное исследование и пробное раскрытие произведено в ГРМ в 1978, 1982 гг. И. В. Ярыгиной.
На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами метка Строгановых и надпись XVII в.: "Писма Стефана Аре…ева” (Искусство строгановских мастеров 1987. Кат. 1; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 64).
3. Успение Богоматери. К. XVI – н. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 1166. 35,8x31,3 см. Пост. в 1913 г. из коллекции Н. П. Лихачева. Реставрирована до поступления в музей. Реставрационное исследование и раскрытие произведено в ГРМ в 1981–1982 гг. Г. Н. Поповой.
На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами метка Строгановых и две надписи: "Писмо Стефаново (XVI–XVII вв.) и "Писмо Стефаново” (XIX в.). На верхней шпонке чернильная нечитаемая надпись.
По мнению Н. П. Кондакова, "Успение” написано Стефаном Пахирей (Kondakov 1927:167). М. К. Каргер относит его к произведениям Стефана Арефьева (Каргер 1928:130). См. также: Искусство строгановских мастеров 1987. Кат. 2; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 28.
4. Сошествие Св. Духа. До 1611 г. ПХГ. Инв. И-281. 35x32 см. Пост. из церкви Троицы с. Ленвы Усольского района в 1963 г. Рест. в 1963 г. в ГЦХРМ. КП 1433.
Надпись: "Лета 1611 Поставление Никиты Григорьевича Строганова. Письмо Стефана Арефьева” нанесена коричневатыми чернилами под верхней шпонкой на обороте (Подписные иконы Пермской художественной галереи 1993:19).
Библиография:
Савваитов 1873:8, 43; Викторов 1877:129; Савваитов 1886:6; Собко 1893:232; Ровинский 1903:28, 158 (Рефьев) ; Лихачев 1906. . 2:CCLIV, 473; Лихачев Н. П. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. Рис. 47; Сычев 1923 (Стефан); Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxford, 1927. P. 167. Pl. LI; Каргер 1928:130; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 777; Овсянников 1973:61; Гра 1983:54; Искусство строгановских мастеров 1987:16–17, 91; Из коллекций академика Лихачева 1993. Кат. 404; Подписные иконы Пермской художественной галереи 1993:19; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 28, 64; Иконы строгановских вотчин 2003: 85;Турилов А. А. Летописные записи о сольвычегодском Благовещенском соборе в рукописи Библиотеки Папского института восточных исследований в Риме // Памяти Н. Н. Померанцева / Древнерусское искусство: исследования и реставрация. М., 2001. С. 118–119.