Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова). 1899–1981 гг.
В жизни и творчестве монахини Иулиании, в миру Марии Николаевны Соколовой, отобразились лучшие черты русского народа: подвижнический труд, скромность и глубокая православная вера. Ее жизненный путь совпал с труднейшим в истории нашей страны временем.
Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества. И потому столь велико ее значение для современных иконописцев.
Андрей Рублев ок.1430
Сначала был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.
Симон Федорович Ушаков
последний
великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую
художественную традицию с новым реалистичным направлением. Биография
иконописца имеет много пробелов, восстановить которые отчасти удалось по
авторским надписям на иконах. Родился он в Москве в 1626 г. В юном
возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в
1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной
палате. Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и
украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в
храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре
стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и
иконописец». Усердно исполняя подобные работы, он завоевал большой
авторитет при дворе Алексея Михайловича, которым и был возведен за
выдающиеся заслуги в дворянское звание. В 1657 г. ему поручается
поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца, и с той поры уже
ни один крупный заказ в Москве не обходится без Ушакова. В середине 60-х
годов он достигает вершины славы и приобретает известность лучшего
московского иконописца. В 1664 г. его особым указом переводят в
Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и
становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом
не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся
искусства. В настоящее время достоверно известны более 50 икон мастера,
хотя многие из них искажены позднейшими записями и реставрациями. Среди
относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671,
Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678,
Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь
Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа
преподобного Сергия Радонежского (1669–1670), «Благовещение» (1673).
Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в
теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок.
1666), в котором он отстаивает принципы художественного правдоподобия,
сравнивая живопись с зеркалом, и говорит о личной ответственности
художника за свои работы.
Скончался Симон Федорович Ушаков в Москве 25 июля 1686 г.
Феофан Грек (около 1340 года - после 1405 года)
- византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV - начале XV веков. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, оставил фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Корнилий Уланов
Корнилий Уланов (в миру Кирилл Иванович Уланов), профессиональный иконописец, поступил в Оружейную палату в 1688 году. Принесенная им икона понравилась свидетельствовавшим его мастерам, и он был принят на место умершего изографа Никиты Павловца. Теперь имя Уланова постоянно встречается в документах Оружейной палаты. Он получает многочисленные заказы от членов царской семьи, работы его нравятся заказчикам и собратьям-иконописцам. Сохранился хвалебный отзыв старейшего иконописца Оружейной палаты Федора Зубова об «иконописном художестве» Уланова, ставящий его в один ряд с признанными авторитетами. В следующем, 1689 году он покупает себе двор в Старой Кузнечной слободе в Заяузье. Начиналась вполне благополучная карьера царского иконописца. Заказы следовали один за другим. В 90-е годы были счастливым временем для Кирилла Уланова. Уланову более всего удавались юные лики и женские образы. Наряду с радостным, торжественным началом в них есть «умилительность», в полной мере проявившаяся в искусстве XVII столетия. Мягкость, нежность, лиричность и красота не снижали одухотворенности его образов, но придавали им душевность. Женственное, по-своему созерцательное искусство отразило эстетические и нравственные идеалы своей эпохи и самого художника.
В Устюжне, на окраине Новгородских земель, сохранились самые ранние из дошедших до нас икон мастера - «Спас на престоле», «Петр и Павел», «Троица». Они были написаны в 1689 и 1690 годах для городского Рождественского собора и церкви Петра и Павла. Заказ этот Уланов получил не без участия царского духовника Меркурия Гавриловича — он был родом из Устюжны и, живя в Москве, город свой не забывал и благодетельствовал. В 1698 году Уланов напишет еще одну икону для Устюжны — «Богоматерь Боголюбская», а в 1699 году - храмовый образ для церкви Дмитрия Солунского в Новгороде — в поминовение души «великих государей духовника» Меркурия Гавриловича.
mir-ikona.ru