АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).
Сохранилось представление о Рублеве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им - плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублев подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.
Хотя имя Рублева упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» - главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублев. Только тогда начались поиски других произведений художника.
Вопрос о времени рождения художника с той мерой точности, которая была при этом возможна, уже разрешен исследователями на основании косвенных соображений. Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. Эта дата в достаточной мере согласуется со свидетельствами источников, что скончался он в 1430 году «в старости велицей». Правда, «старостью великой» древнерусские книжники определяли возраст и в восемьдесят и в девяносто лет. Устанавливая дату рождения, биографы исходили из того, что незадолго до смерти Рублев был полон сил, писал иконы и фрески, а последнее требует особенно значительной телесной крепости. Предполагая, что зрелость, не отмеченная еще чертами старческой усталости и упадка, приходится не позднее чем на седьмой десяток жизни, договорились об этой приблизительной дате. Отдельные попытки уменьшить его возраст общего признания не получили. В последние годы наметилось даже мнение о возможности его рождения несколько раньше 1360 года - скажем, в 1350-х годах.
Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует - Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Здесь, и только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. С подмосковными обителями связана его монашеская жизнь. И наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края - Ростово-Суздальской Руси.
Мы не знаем какое получил наш новорожденный неведомое теперь имя, с которым ему пришлось расстаться, чтобы принять монашеское - Андрей. Монастырский обычай при пострижении давать имя, чаще всего начинающееся на ту же букву, что и мирское, свидетельствует нам, что при крещении нарекли Рублева, может быть, Алексеем или Александром, Афанасием или Антонием, или еще каким-нибудь уже редким именем - сто тридцать шесть мужских имен, начинающихся на первую букву алфавита, насчитывает древний русский календарь - святцы.
Не знал и отрок Рублев того, что доведется пожить в Троицком монастыре (основаном самим Сергием Радонежским), писать там иконы. И даже самому в памяти потомков называться иногда «Андреем Радонежским иконописцем». «Радонежским» не по происхождению, но по работе своей в обители Сергия.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублев уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Где-то вскоре после Куликовской битвы на горизонте московского искусства появится значительный художник, знаменитый грек Феофан. Судьба сведет пути Рублева и Феофана.
С середины девяностых годов московские летописи начинают упоминать Феофана, который работал тогда в кремлевских храмах. Первая такая запись относится к 1395 году: «Июня в 4 день, в четверг, как обедню починают, начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святыя Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин философ, да Семен Черный и ученицы их».
Среди безымянных учеников был, вероятно, Рублев. «Такое предположение не покажется смелым, не потребует даже особых доказательств» (М.Н.Тихомиров). Через десять лет Рублев станет уже в Феофановой дружине мастером, будет трудиться вместе со своим бывшим учителем в том же Кремле.
Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублева, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами.
Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончашаю».
Исследователи установили, что Рублев написал для собора одну из лучших своих икон - «Преображение». Об этом пишет и В.Н. Лазарев: «Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. Надо видеть в оригинале эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, фисташковые и белые тона, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный колористический дар художника. Только прирожденный колорист мог так умело обыграть эти различные оттенки зеленого, образующие гамму редкой красоты».
Изображен момент, когда, согласно евангельской легенде, одежды Христа, поднявшегося на гору Фавор, засияли ослепительным светом. Композиция бросается в глаза своей широтой. Вверху отчетливо вырисовывается на фоне голубого круга фигура преображенного Христа в ярко-белых, будто светящихся одеждах. По сторонам его слева и справа — пророки. Их плащи, как крылья, трепещут на ветру. Совсем внизу, у края горы, упавшие от страха апостолы. На горках ритмически разбросаны четыре темных деревца, подчеркивающие пустынность пейзажа и расстояние от неба до земли.
«Преображение» Рублева отличается воздушной легкостью колорита, что делает композицию праздничной. Стена с этой росписью как бы сияет своими красками: горят, пламенеют красные тона, сверкают белые, вспыхивают и мерцают голубые. «Праздники», находящиеся высоко, в третьем ряду, кажутся инкрустацией из дорогих камней. В золотистые и лимонные фоны горок вставлены куски звонко-красные и почти черные, ярко-белые, зеленоватые и розовые.
Современники высоко чтили чернеца Андрея за редкие личные качества, определяемые исстари живущим в нашем языке словом - праведник. Необычайно ценились его иконы и фрески, а также украшенные им самим или его учениками рукописи.
Но проходило время, которое наносило темную коросту на светившиеся невиданным светом краски рублевских творений, угасли и сокрылись под позднейшими поновлениями - записями исполненные внутренней тишины и доброты лики. Имя Рублева стало легендой, а затем наступило забвение.
Лишь еле заметным ручейком в чащобе исторического забытья просачивалась сквозь толщу веков память о необыкновенном художнике. То были несколько - совсем немного - очень кратких упоминаний в старинных рукописях, которые хранились и изредка переписывались по монастырским книжницам, да смутные предания, бытовавшие в народе в окрестностях Звенигорода, Владимира, Троице-Сергиева и Андроникова монастырей - в местах, где работал «пресловущий» (знаменитый) художник. Помнили это имя по глухим заволжским скитам ревнители старой веры и собиратели всяческой допетровской старины - старообрядцы...
I. Летописные известия
О росписи Благовещенского собора в Москве.
О росписи Успенского собора во Владимире.
III. Припоминания о Рублеве
«Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Рустей земли сущих» (Духовная грамота Иосифа Волоцкого).
Постановление Стоглавого собора 1551 г.
Запись в Степенной книге о росписи Успенского собора во Владимире.
«Сказание о святых иконописцах».
«Книга глаголемая описание о российских святых».
Перечень памятей святых - учеников Сергия Радонежского в Сб. Троице-Сергиевой лавры XVII в.
Список с надписи на несохранившемся надгробии из Спасского собора Андроникова монастыря.
Надпись (поздняя) на распятии, принадлежавшем А. И. Мусину-Пушкину.
Запись нач. XIX в. о разрушении в Андрониковом монастыре колокольни, под которой находились могилы Андрея Рублева и Даниила Черного в Четьих Минеях инока Керженского монастыря Ионы, обнаруженная В.Г.Брюсовой.
IV. Припоминания о произведениях Рублева
1. Летописная запись под 1547 г. о пожаре в Москве, во время которого в Благовещенском соборе загорелся «деисус Андреева письма Рублева».
Запись Иосифа Волоцкого об иконах Рублева в Послании к Борису Васильевичу Кутузову.
Запись об иконах Рублева в синодике Иосифо-Волоколамского монастыря.
Запись об иконах Рублева в Послании волоколамских иноков старцу Ионе (1515-1522 гг.).
Запись об иконах Рублева в описи Иосифо-Волоколамского монастыря, составленной Зосимой и Паисием (1545 г.).
Запись об иконах Рублева в Житии Иосифа Волоцкого, составленном Саввой Черным.
Запись о «складнях путных» письма Рублева во «Вкладных и записных книгах Иосифо-Волоколамского монастыря» (под 1561 г.).
Запись об иконе «Пречистые Умиленье» письма Рублева в духовной грамоте князя Ю.А.Оболенского (1547- 1565 гг.).
Записи об иконе «Успение» письма Рублева в приходо-расходных книгах (1614 г.) и описях (1621, 1635 и 1668 гг.) Кирилло-Белозерского монастыря.
Записи о «застенке Пречистые» письма Рублева в описи «верховому взносу» (под 1618 г.) ив описи Образной палаты Московского дворца, составленной дьяком мастерской палаты Иваном Чаплыгиным (ок. 1669 г.).
Запись об «иконостасе Рублева» в приходо-расходной книге Саввино-Сторожевского монастыря (под 1758 г.).
Надписи на иконах:
а) «Преображение» (1425 г?) из собрания И. Л. Силина (XVIII в.).
б) «Троица» (т. н. «Затьмацкая», XVI в.).
в) «Умиление» (конец XVI - нач. XVII вв.) из собрания Ерофея Афанасьева.
Надписи на прорисях икон:
а) «Умиление» (XVI - нач. XVII вв.).
б) «Спас» (нач. XVI в.).
Надпись на окладе тройных створов с иконами «Приидите поклонимся Трисоставному Божеству», «Единородный Сын, Слово Божие» и неизвестной (нач. XVI в.).
Устные легенды о произведениях Рублева.
V. Изображения Андрея Рублева
Миниатюра Лицевого свода, изображающая Даниила и Андрея за росписью Успенского собора во Владимире (так наз. «Остермановский летописец», XVI в.).
Миниатюры лицевых житий Сергия Радонежского XVI и XVII вв.
Изображение Андрея Рублева и Даниила Черного на иконе Всех московских святых из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища (2-я половина XVII в.)
VI. Описи иконостасов Благовещенского, Успенского и Троицкого соборов.
Мы перечислили не все. Художник упоминается в святцах Герасима Замыцкого. Архимандрит Никодим имел какие-то данные о праздновании памяти Рублева под 4 июля, Амвросий Орнатский - о принятии им священнического сана.
Мы не можем сейчас не отдать дани признательности нескольким русским ученым середины прошлого столетия
В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублевскую «Троицу», оставил в своих путевых заметках такую запись: «Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников... искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она может почесться славою древнего русского искусства». Последние слова были истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение XX века на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.
В 1893 году в «Словаре русских художников» Н.П.Собко был напечатан небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший своего значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на основании всех известных к тому времени письменных источников.
В конце XIX - начале XX века в печати появилось несколько исследований, которые полностью или частично были посвящены Рублеву. Из этих трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить книгу М.И. и В.И.Успенских «Заметки о древнерусском иконописапии», вышедшую в 1901 году. В разделе о Рублеве собраны все биографические сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художника.
Сведений о самом Рублеве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублева его современники-летописцы. Краткие сведения о нем содержатся в двух житийных произведениях. Около трех десятков упоминаний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах XVI-XVII веков и на одной иконе. Вот и все, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало?
Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублева на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и много времени спустя. «Рублев, - пишет М.В.Алпатов, - принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху средневековья, особенно средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой...» Без этой почти исключительной известности иконописца имя его давно бы исчезло в небытии, а произведения, если бы они сохранились, считались анонимными.
Мал и краток список художников XIV-XV веков, чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублев, Даниил Черный, Паисий, Дионисий...
Уже в 1943 году появляется небольшая книжка М.В.Алпатова - первая отдельная монография о художнике...». В 1945 году в реставрируемой Троице-Сергиевой лавре начинается работа по окончательному раскрытию иконостаса Троицкого собора. В 1947 году Спасо-Андроников монастырь в Москве, где жил, работал, окончил свой век и был похоронен Рублев, объявлен заповедником. Здесь был создан Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. С середины 1950-х годов одно за другим выходят исследования о художнике, в том числе ставшие классическими работы М.В.Алпатова, Н.А.Деминой, В.Н.Лазарева, Д.С.Лихачева. По решению Всемирного Совета Мира в 1960 году праздновался 600-летний юбилей со дня рождения великого художника. Отмеченный огромной прессой по всему миру, рублевский юбилей в нашей стране был ознаменован научной сессией, которая была посвящена творчеству художника, и большой выставкой работ Рублева и его современников, разместившейся тогда в залах Третьяковской галереи в Москве. К юбилею и после него вышло немало массовых изданий, книжек, брошюр, статей в газетах и журналах
В 1405 году, когда летописец впервые упоминает имя Андрея Рублева, знаменитый уже мастер будет назван у него чернецом.
1405-й от рождества Христова, остался памятен в русских летописях различными случившимися тогда событиями. Два предшествующих лета стояла засуха, особенно сильная в 1403 году. Участились пожары, горели целыми улицами Новгород и Тверь. В эти два года много и быстро строили. Поднимались стены и башни городов, новые церкви.
В тексте XVII века - «Сказании о святых иконописцах» среди нескольких сведений о жизни художника есть одно, позволяющее пролить некоторый свет на эту сторону его биографии. «Сказание» повествует о том, что в двадцатых годах XV столетия игумен Троице-Сергиева монастыря Никон пригласил для работ в своей обители двух монахов-художников, живших, по-видимому, в то время в Андроникове монастыре, - Даниила Черного и Андрея Рублева. Они согласились писать иконы и фрески - «умолени быша», то есть были упрошены по той причине, что «прежде быша в послушании у преподобного Никона».
Где-то между 1380-ми и 1405 годами неизвестный нам по имени послушник-иконописец стал чернецом Андреем.
Защитники гипотезы о позднем пострижении Рублева выдвигают как одно из доказательств своеобразный источник. Это не текст и не предание, а произведение изобразительного искусства - миниатюры XVI века в так называемом Остермановском летописце. Здесь изображены Рублев и Даниил во время написания (или поновления) иконы Владимирской Богоматери в 1408 году. Еще первые исследователи Рублева обратили внимание на одну странную особенность этой миниатюры - оба мастера-монаха изображены здесь без клобуков и мантий - монашеских одежд.
Скорее всего миниатюрист, не будучи подробно знаком с биографией художников, и написал их в светских одеждах, что по отношению к 1408 году было явно ошибочно, поскольку миниатюрист работал спустя полтора столетия после изображаемых им событий.