image

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ (часть вторая)

Гостеприимство Авраамово.
Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт. 18:1-8)"
В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.
Все три ангела на ветхозаветных иконах Пресвятой Троицы как бы одного «возраста», что символизирует собой неизменность бытия Божества и Его Лиц «во времени», точнее говоря — вне времени. Все три ангела одинаковы. В более поздней иконе Андрея Рублева сделан важный шаг вперед: достаточно тонко передана специфичность Ипостасей в виде небольшого различия обликов и одеяний ангелов.
В изокефальных изображениях ангелы как бы независимы и не связаны. Тогда как на иконе Рублева ангелы иллюстрируют внутритроичную жизнь Божества тем, что ведут безмолвную беседу в любви и согласии.
Троица» Андрея Рублёва.
Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».
На иконе прп. Андрея Рублева замечательно переданы и подчеркнуты триединство и единосущность трех Лиц Божества — практически одинаковым видом ангелов. Очень сложно догадаться какой ангел изображает какое Лицо. Так что Троица одновременно является и Единицей. Только некоторым отличием ангела, изображенного слева, дан намек на Ипостась Отца. Аскетичные фигуры ангелов символизируют нематериальность Ипостасей Троицы.
Ангелы объединены престолом с жертвенной чашей на нем, символом евхаристической жертвы. Мы знаем, что Евхаристия объединяет людей в Церкви и соединяет со Христом и Богом. Поэтому иконописное решение преподобного Андрея Рублева весьма удачно демонстрирует нераздельность Отца и Сына и Святого Духа.
Кроме того, на иконе Рублева согласие воли Лиц Троицы передано в жестах благословения ангелами жертвенной чаши. Где фигуру жертвенной чаши образуют контуры крайних Ангелов (первого и третьего), тогда как средний Ангел (второй) оказывается внутри самой чаши, образованной контурами Ангелов. Средний Ангел и символизирует Жертву за все человечество.
Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.
1.- Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.
2.- Ветхозаветная Троица (середина 14 века, обновление ок. 1700 г.)
3.- Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1410-1430 гг.)

 

 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

ИКОНА ТРОИЦЫ

ИКОНА ТРОИЦЫ

  • 28-май-2014, 09:19
ИКОНА И ПРАВОСЛАВИЕ

ИКОНА И ПРАВОСЛАВИЕ

  • 28-май-2014, 09:00
СВЕТ В ИКОНЕ

СВЕТ В ИКОНЕ

  • 15-май-2014, 18:04

Если вы хотите помочь проекту