Гостеприимство Авраамово.
Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
"И
явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер,
во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа
стоят против него. Увидев, он побежал
навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка!
если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим
деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите;
так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка
приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под
деревом. И они ели.
(Быт. 18:1-8)"
В христианском богословии три
ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как
нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
В
ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение
предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить
подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность
путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже
исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три
ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в
состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена
Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение,
возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как
изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а
вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два
основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом
случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во
втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его
нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением
ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций
приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были
атрибуты Христа.
Все три ангела на ветхозаветных иконах Пресвятой
Троицы как бы одного «возраста», что символизирует собой неизменность
бытия Божества и Его Лиц «во времени», точнее говоря — вне времени. Все
три ангела одинаковы. В более поздней иконе Андрея Рублева сделан важный
шаг вперед: достаточно тонко передана специфичность Ипостасей в виде
небольшого различия обликов и одеяний ангелов.
В изокефальных
изображениях ангелы как бы независимы и не связаны. Тогда как на иконе
Рублева ангелы иллюстрируют внутритроичную жизнь Божества тем, что ведут
безмолвную беседу в любви и согласии.
Троица» Андрея Рублёва.
Как
считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы
достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».
На
иконе прп. Андрея Рублева замечательно переданы и подчеркнуты
триединство и единосущность трех Лиц Божества — практически одинаковым
видом ангелов. Очень сложно догадаться какой ангел изображает какое
Лицо. Так что Троица одновременно является и Единицей. Только некоторым
отличием ангела, изображенного слева, дан намек на Ипостась Отца.
Аскетичные фигуры ангелов символизируют нематериальность Ипостасей
Троицы.
Ангелы объединены престолом с жертвенной чашей на нем,
символом евхаристической жертвы. Мы знаем, что Евхаристия объединяет
людей в Церкви и соединяет со Христом и Богом. Поэтому иконописное
решение преподобного Андрея Рублева весьма удачно демонстрирует
нераздельность Отца и Сына и Святого Духа.
Кроме того, на иконе
Рублева согласие воли Лиц Троицы передано в жестах благословения
ангелами жертвенной чаши. Где фигуру жертвенной чаши образуют контуры
крайних Ангелов (первого и третьего), тогда как средний Ангел (второй)
оказывается внутри самой чаши, образованной контурами Ангелов. Средний
Ангел и символизирует Жертву за все человечество.
Композиция со
вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные
ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв
достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов
или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы
следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то
есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во
множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую
образцом, разрушается гармония замысла.
1.- Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.
2.- Ветхозаветная Троица (середина 14 века, обновление ок. 1700 г.)
3.- Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1410-1430 гг.)