Непосредственное
изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и
триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому
каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным
образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко
распространены по сей день, хотя определением Большого Московского
Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С
другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где
полагает допустимым «ради тамошних видений» изображать Бога Отца в
образе Старца, Ветхого днями.
Так как днём Святой Троицы в
Православном календаре называют праздник, установленный в честь
сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной
иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа.
Таким
образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон
Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники
Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения
Господня.
«Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й
главе Большого Московского собора, давал основание занести в запретный
список целый ряд икон, широко распространенных в то время не только в
народе, но и в церкви. К ним относились:„Шестоднев" — „образ
шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на
подушках лежаща"; „Отечество" — „образ Саваофа в лице мужа престарелого и
единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде
голубя"; наконец, „Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст".Однако в
дальнейшем постановления Московского собора не укоренились в церковной
иконописной практике. Ранее, Собор от 1554 г. утверждал возможность
изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно
подчеркивается, что «живописцы Божиаго Существа не описуют». Обращает на
себя внимание четкая формулировка Соборного решения: А пишут и
воображают:
1.- по пророческому видению,
2.- по древним образцам греческим,
3.- по преданию святых Апостол и святых Отец.
«Отец
во гласе, Сын плотию во Иордане, Дух же Святый в виде голубине явися. И
паки Сын, Иже плотию вознесеся на небо и одесную Бога седит, Утешителя
Духа на Апостолы в видении огненных язык посла: и на Фаворе Отец во
гласе, Дух Святый во облаце, Сын же в пресветлом свете учеником трием
показася».
Иконография -
1.- Троица Ветхозаветная (Зырянская Троица)
2.- Святая Троица (изокефальное изображение ангелов, Псков, XVI век)
3.- Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому