image

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ (заключение)

Христианское искусство сталкивалось с трудностями в выражении Откровения о Троице, хотя желание поведать об этой неизреченной тайне через изобразительный язык рождается уже среди первых христиан.
Обратимся к тексту Библии: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Увидеть Бога Отца невозможно, «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10:15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное – если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).
Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Троицы, так как в нем, как уже было сказано, не акцентированы ипостаси, а главный смысл его – свидетельствовать об откровении. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Обычно в таких композициях представлены две фигуры – старца и средовека, над которыми витает голубь. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св. Троицы»: седобородый старец («Ветхий денми») – Бога Отца, средовек – Бога Сына, Христа, и голубь – Св. Духа. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека – Книга или крест. На этой иконе три Лица изображены совершенно различно и как бы «во плоти». Богословская глубина икон «Новозаветной Троицы», к сожалению, сильно уступает знаменитой иконе Рублева. В «Сопрестолии» нарушена передача единосущности, поскольку Отец и Сын еще представлены единосущными в виде человека, а вот Святой Дух уже представлен голубем, так что возникает естественное сомнение в единосущности Святого Духа первым двум Лицам Троицы. Икона «Сопрестолие» в строгом смысле нарушает правила иконопочитания, ибо Бог Отец никогда не воплощался в человека, а Бог Святой Дух представлялся в виде голубя только в момент крещения Иисуса Христа.
Икона "Отечество" (вариант Пресвятой Троицы)
На иконе Бог-Отец, восседающий на престоле, на Его коленях — Спас Эммануил, держащий синюю сферу в голубом сиянии, в которой изображен голубь — символ Духа Святого. За плечами Бога-Отца два шестикрылых серафима. Подножие поддерживают красные крылатые колеса с очами — одни из ангельских чинов — «престолы». Слева и справа на столпах-колоннах — избранные святые: слева — Даниил, справа — Симеон. Предстоит Троице один из юных апостолов.
Нимбы и у Отца и у Сына крестчатые. Над плечами Бога-Отца в сфере над голубем повторена надпись IС ХС. Это, возможно, попытка обхода запрета на изображение Бога-Отца: Христос-старец, существующий предвечно во Отце.
Икона «Отечество» отражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, родитель Сына и изводитель Духа. Сын, как рожденный из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Св.Дух изображен исходящим из уст Отца.
Икона "Саваоф"
Икона, изображающая Господа Саваофа, формально является иконой Новозаветной Троицы: в медальонах изображены Бог Сын (Младенец Христос) и Бог Святой Дух (в образе голубя). Древний христианский гимн «Свят, свят, свят», используемый и в католической, и в православной церкви, славословит Святую Троицу как Саваофа. В русском православии с XIV века имя "Саваоф" используется для подписания образа Бога Отца на иконах.
Существует неисчислимое множество икон Святой Троицы, написанных после рублевской. Но даже самые близкие к ней списки, практически повторяющие абрис оригинала, не воспринимаются таким «цельным дуновением».
Св.Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост. Не фантазируй насчет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». И это предостережение особенно важно для иконографии. Не случайно на заре христианского искусства были строго осуждены Церковью попытки изобразить Св. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Св. Григорий Нисский предупреждает: «Люди не должны Бога смешивать с чем бы то ни было из того, что они постигли. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Через это предостережение мы познаем, что любое понятие, созданное нашим умом для того, чтобы попытаться постичь и определить Божественную природу, приводит лишь к тому, что человек превращает Бога в идола, но не постигает Его».
Однако невозможность постичь тайну Божественной Троицы вовсе не означает отказа от созерцания этой тайны, в чем немалую помощь оказывают иконы. И может быть, иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова. Мысль современного протестантского богослова Карла Барта, кажется, выражает именно иконографическую идею: «Троичность Бога есть тайна Божественной красоты. Тот, кто отрицает Троичность Бога, очень быстро приходит к представлению о Боге, лишенном всякого сияния и радости, Боге, лишенном красоты».
1. "Ветхозаветная Троица"
2 - 3. "Сопрестолие" (Новозаветная Троица)
4 - 5. "Отечество"
6. "Саваоф"

 

 

 

 

 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

ИКОНА ТРОИЦЫ

ИКОНА ТРОИЦЫ

  • 28-май-2014, 09:19
ИКОНА И ОБРАЗ

ИКОНА И ОБРАЗ

  • 13-мар-2014, 14:22

Если вы хотите помочь проекту