Сотрудники реставрационной мастерской – это, по их собственному признанию, счастливцы, чьей профессией и повседневной работой стало проникновение в тайны написания, воссоздание и сохранение необыкновенного богатства иконостасов всех храмов Лавры. Это им выпала удача замечать и познавать необычное, когда иконы раскрываются.
Об истории создания мастерской, о людях, заложивших традиции реставрации в Лавре, о своей сегодняшней работе, созвучной по содержанию и масштабам с историческими изысканиями, рассказали Наталья Евгеньевна Алдошина – заведующая мастерской и старейшие ее сотрудники Лидия Степановна Говядина и Алдошина Анна Евгеньевна.
История мастерской начинается с возрождения Лавры в 1946 году. Тогда остро встала задача одновременного восстановления всего. Нужны были специалисты, которые могли бы справиться с этой непростой задачей. Таким человеком, иконописцем и реставратором, стала тогда Мария Николаевна Соколова. Она, художник по образованию и глубоко церковный человек, писала иконы и во времена гонений на церковь, несмотря на угрозы и преследование. Она, по сути, и стала основательницей лаврской реставрационной мастерской.
Возрождение Лавры привлекло сюда лучших мастеров реставрации. К 1949 году были выполнены росписи в Серапионовой палатке Марией Николаевной Соколовой. Это была ее творческая работа, выполненная за два летних месяца. В этом же году проводилась реставрация фресок Троицкого собора. Одной из бригад руководил С.С. Чураков – известный реставратор и исследователь древних фресок. У него работали молодые художники Е.С. Чуракова и И.В. Ватагина (в последствии – художники-реставраторы высшей категории). Они-то и стали ученицами М.Н. Соколовой в иконописи и ее первыми помощницами.
Затем, в начале пятидесятых годов была воссоздана сень над ракой преподобного Никона в Никоновском приделе Троицкого собора. Мария Николаева написала все иконы над ракой. Тогда же были написаны и иконы преподобного Сергия с житием у мощей Игумена земли русской и икона Явления Божией Матери преподобному Сергию.
В 1957 году были устроены два новых придела в Сергиевском храме, для которых Мария Николаевна написала все иконы. Позже была осуществлена реставрация росписей всего Сергиевского храма и Трапезной палаты при нем. Это была большая работа. Все росписи были забелены. Осталось воспоминание об огромном изображении Паши Ангелиной на тракторе поверх фрески Страшного Суда.
В восстановлении росписи принимали участие и насельники Лавры. Один из первых насельников — архимандрит Николай, художник по образованию и хранитель Троицкого собора. В его воспоминаниях есть такие слова. «Лавра вся лежала в запустении. Все было разрушено. Как важно, что такой человек (Соколова, ред.) пришел в Лавру». А в воспоминаниях Е.С. Чураковой остались фраза архимандрита Николая – его ежедневное утреннее приглашение к началу работы: «Катя, на Страшный Суд!»
В пятидесятых годах в Лавре появляется яркая личность – архимандрит Алипий, будущий наместник Псково-Печерской Лавры. Здесь, в Троице, сразу после пострига он стал ризничим и вплоть до 59-го возглавлял художественные работы (художник – живописец, он прошел войну с этюдником).
Не сохранились иконостасы в Трапезном и Покровском храмах. После открытия Лавры в Трапезный храм передали иконостас разрушенного в тридцатых годах храма Николы Большой Крест, который был одним из самых красивых и известных храмов в Москве. Его редчайшие уникальные иконы находились на хранении в Третьяковской галерее и стали основой иконостаса возрождаемого храма. А в 1973 году Мария Николаевна с ученицами Т.Я. Волковой, Е.М. Волковой и Е.С. Чураковой реставрировала все переданные иконы.
В период с 1969 по 1972 год Соколовой была проведена ответственейшая работа по реставрации икон древнего иконостаса Троицкого собора. Результатом могут любоваться все: иконы в прекрасном состоянии и сегодня.
Важную роль в становлении мастерской сыграл во времена своего наместничества в Лавре Святейший Патриарх Пимен. И в феврале 1976 года по решению уже Патриарха Пимена для мастерской выделено место в Луковой башне. Эта башня с хорошим освещением в верхней части и стала местом восстановления икон в Троице-Сергиевой Лавре.Много добрых слов надо сказать в адрес одного из основоположников реставрационной школы недавно скончавшегося Виктора Васильевича Филатова. После ухода Марии Николаевны он много лет курировал работы и руководил мастерской. Сразу же был поставлен вопрос об аттестации всех сотрудников мастерской. Все реставраторы в те годы прошли стажировку в мастерских И.Э. Грабаря.
И в наши дни масштаб решаемых задач велик. Поддерживать, например, такой иконостас, как в Успенском соборе – это и честь, и ответственность. Иконостас не первый, эпохи Грозного, а более поздний и находится под тремя слоями записи. От древнего иконостаса осталось только шесть икон XVI века. Остальные – XVII, а самый верхний пятый ярус – XVIII век. Преждеработы по этому иконостасу проводились до революции в 1911 году Сафоновым. Работы хоть и назывались реставрационными, реально были «поновительными». В соответствии с традициями того времени иконам пытались придать благолепный вид, что фактически приводило к сплошной записи. Поэтому сегодняшние иконы – это многослойная запись нескольких веков. Наша работа позволяет создать «окошечки», заглянув в которые, можно в какой-то степени представить себе, что было в Лавре в разные периоды.
В средине восьмидесятых были раскрыты иконы преподобных Сергия и Никона XVII века из местного ряда Успенского собора. А к тысячелетию Крещения Руси раскрыта икона Успения Пресвятой Богородицы XVI века — главная икона Успенского собора. Контроль осуществляла специально созданная Министерством Культуры комиссия, и контроль этот был боле, чем строгий. В результате – реставраторы мастерской получили максимально высокую оценку и первую категорию. И уже гораздо проще принимались решения о раскрытии уникальных икон из Трапезного храма царских изографов в 2000 году. Одна из них – подписная – «Кирилл Уланов 1703 год» - Неделя всех Святых. Другая – Успенье Божьей Матери.
Как и в первые годы реставрации, и сегодня все работы проводятся под наблюдением и контролем, в первую очередь лаврского реставрационного совета – ведущих специалистов России. В таких центрах, как наша Лавра, где каждая икона – драгоценность, ошибки недопустимы.
Сейчас в мастерской работает 10 человек. У всех художественное светское образование и у многих - богатая реставрационная практика. Лидия Степановна Говядина, например, работает в мастерской с 74 года (35 лет), Наталья Евгеньевна Алдошина – с 1979, Анна Евгеньевна Алдошина – с 1978 года. За долгие годы каждая икона изучена. Отмечаются малейшие изменения. Хорошая база, слаженный коллектив, понимание руководства, такая работа — счастье.
Самые яркие впечатления дарят работы по раскрытию икон. Таких работ на счету мастерской уже немало, ноособо впечатляющая – это реставрация иконы преподобного Сергия из местного ряда Троицкого собора. Прежде икону раскрывали в 1919 году. Нами она раскрыта с помощью бинокуляра и микроскальпеля. Каждый день почти три года мы смотрели на икону в микроскоп. Это раскрытие – как чтение мудрой книги, в которой, сколько ни читай, обязательно найдешь новое.
Для мира искусствоведов это раскрытие стало событием. Еще на половине работы известный искусствовед Л. И. Лившиц увидел, что это «икона первого эшелона». Дата создания в пределах 1480-1490 годов, допускается предположение о более раннем периоде деятельности Дионисия. До сих пор живо ощущение значимости того проекта, хотя и сегодняшние работы мастерской необычайно ответственны, интересны и профессионально содержательны. Это и раскрытие древней иконы Архангела Михаила с деяниями со столпа Троицкого собора XVI века – выполненное в 2006 году, и последняя завершенная работа – реставрация иконы преподобного Сергия с Житием, и сегодняшнее раскрытие иконы XV века Божьей Матери Одигитрии из Троицкого собора.
Наша работа – кропотливый труд и, самое главное, необыкновенная радость.