Икона имеет прямое отношение к жизни Православной Церкви, которая таинственно участвует в работе иконописца. Сам Иисус Христос указал нам на возможность иконописи, когда для нашего спасения сошел на землю и стал человеком. Он явил нам образ бога в человеческом воплощении. Служа людям, Он проповедовал о Царствии Небесном, а икона для верующего - окошко в это царство.
Художник, работая над картиной, ощущает себя создателем нового произведения, творцом. Он ищет оригинальные пути самовыражения, использует различные материалы и техники. Иконописец же видит себя частицей мироздания, сотворенного Господом. Творец мира - один Господь. Изограф лишь исполняет Божественную Волю. Поэтому для своих работ он берет материалы, созданные Богом при сотворении мира. Они самые практичные и долговечные. В иконописи используются природные глины и минералы. Из них мастер готовит краски, взяв как связующее, яичный желток. Яйцо - начало новой жизни. Бог сотворил человека "из праха земного". Адам в переводе - красная глина. В природе существует большое разнообразие глин. Из них иконописец изготовляет охры: светлые, золотистые, темные, красные. Как и в прежние времена, их названия связаны с цветом и местом добычи. Так существуют охры калужские, коломенские и др. Всеобщее распространение получили средневековые итальянские названия: сиена, умбра. Путем прокаливания можно получить жженые охры. Цветовая гамма иконы основана на земляных красках.
Так, традиционно фон иконы мастер раскрывал желтой или золотистой охрой, символизирующей золото - Божественный Свет, поля иконы - сиеной натуральной, мафорий Богородицы - сиеной жженой, а рубаху Спасителя - охрой розовой или красной.
Для получения краски глину отмучивают от примесей: помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают. Так повторяют несколько раз. Полученный пигмент высушивают и перетирают сначала в керамической ступке, а затем на стекле - курантом.
К. можно изготовить самим, для чего к небольшому куску округлой или квадратной формы приблизительно 10*10 см приклеивают деревянную ручку. Для этого годиться клей ПВА. При перетирании на стекле необходимо добавить в пигмент несколько капель воды. Растертый пигмент стоит высушить, для чего мы пользуемся феном. Затем, лезвием бритвы собираем со стекла в деревянную ложку, в которой смешиваем пигмент с яичной эмульсией, растирая при этом пальцем до однородной массы. Приготовленную краску удобно хранить в керамических солонках, каждый цвет в отдельной чашечке. Если краску не удается использовать сразу, то её можно залить водой и оставить до следующего дня (более трех дней краски не хранятся).
Эмульсию приготовляют следующим образом: ячный желток отделяют от оболочки, для чего его подсушивают, перекладывая из одной вытертой руки в другую, и аккуратно протыкают. В желток добавляют дистиллированную или кипяченую воду (1 ч. желт. 2 ч. воды) и 1-2 капли уксуса. Хорошая эмульсия получается, если вместо воды взять пиво (лучше всего разливное из бочки, не содержащее консервантов), уксус в такую эмульсию не добавляют.
Когда иконописец готовит яичную эмульсию, он помнит о том, что вода освящает предметы церковного искусства от мирского и суетного. Уксус напоминает о крестных страданиях Господа за всё человечество. Желток - о горлице, которая "отличается чистотою, незлобием и не противится своих врагов" - прообраз безвинной жертвы Иисуса Христа. Русские художники учились иконописному языку от мастеров Византии, которые создавали мозаичные ансамбли. Мозаика собиралась из разноцветных кусочков смальты, создавая в храмах игру света, делая верующих зримыми участниками евангельских событий. Добавляя в палитру минералы, мы используем их кристаллическую структуру как подобие смальты.
Минералы, яркие полудрагоценные камни - Божественные награды, данные от Бога святым за их подвиги. Например, киноварь - алые одежды - флаг победы над смертью. Также красный цвет говорит о Новом Завете: поэтому часто делают красной мандорлу у Иисуса Христа и обрез Евангелия. Красный - цвет царственности, красные тапки в Византии могли носить только цари. На иконах такие тапки пишут у Богородицы, подчеркивая её Богоизбранность. Красным цветом изображают серафимов, пламенеющих любовью к Богу. По химическому составу киноварь - сернистая ртуть, будьте осторожны, работая с нею. Киноварный цвет глубокий и легкий. Её яркий торжественный свет невозможно имитировать искусственными пигментами. Хотя с XXI века появляется не ядовитый красный кадмий, но все до сих пор иконописцы предпочитают природную киноварь.
Гематит - красный железняк, его по свойствам называют кровавиком или сметанником. Кровавик имеет более красный оттенок, который появляется при перетирании минерала. Корень этого слова есть также в слове Гематология, что значит наука о крови. Такого цвета на иконе пишут мафорий Богородицы, в память о том, что своею плотью она дала тело Христу.
Очень хорош иссини - черный минерал вивианит. Этот глубокий, подобный ночному небу цвет, говорит о непостижимости Божества, о Его Тайне. Его используют при написании мандорлы. Христа или Богоматери. Мандорла - это неприступное сияние Славы. Но почему рисуют яркое сияние такой темной краской? Чтобы это понять, можно вспомнить: когда Павлу явился Христос, то сильный свет так ослепил его, что он не видел три дня. Моисей, разговаривая с Богом, не мог смотреть на Него. Человек не в состоянии увидеть Сверхсветлый Свет, познать Божественную Суть. Поэтому и плащ, которым укрывается Иисус Христос, мы пишем этой краской. Её же мы используем в написании туники (испода) Богоматери - непостижима тайна воплощения Господа.
Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались "голубцами". Азурит - основной карбонат меди. В XXI веке его стали получать искусственным путем и выпускать под названием: "английская горная синь", "Горная синь"…Ультрамарин, получаемый из ляпис - лазури, или лазурита - смеси натрово-глиноземистого силиката с натрово - известковым сульфатом. Минерал имеет неоднородную окраску и выход ярко синего пигмента невелик. Синие краски представляли для древнерусских мастеров большую ценность, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобретали на иконописных образах ту же смысловую нагрузку.
Зеленые краски называли празеленью. Была известна на Руси ярь - медянка, основная уксуснокислая медь. Но от соприкосновения с олифой верхние её слои со временем темнеют и сейчас эту краску вытеснили другие. Из минерала малахита получают малахитовую зелень - это основная углекислая медь. Измельчая минерал волконскоит, можно получить хромовую зелень - это безводная окись хрома. Краска с таким названием хорошо знакома художникам, но полученная искусственным путем, она уступает по прочности природной. Красивый цвет имеет минерал глауконит. Но, чтобы краска из него была достаточно укрывистой, необходимо добавлять немного белил. Традиционно, зеленым на иконах бывает плащ Иоанна Предтечи. Святой Иоанн проповедовал крещение во оставление грехов и Жизнь Вечную. "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" - говорил он. Как вода дает жизнь зеленым растениям, так и крещение дает человеку путь к Вечной Жизни.
Роскрышь иконы Пресвятой Богородицы "СТРАСТНАЯ" |
Аурипигмент, реальгар (желтый, оранжевый) - ядовит. Это - сернистый мышьяк. Такой краской на иконах прописывается личная часть. В отличие от живописи, где художник, рисуя человеческое тело, по светлому - затемняет, показывая его объем и форму, на иконе преображенная плоть святых написана за счет высветления, просветления, по темной прокладке. На иконе нет теней, и человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и лепит форму. Аурипигмент обладает сильным свечением и им лучше всего прописывать лики святых.
Прокладка под ликами называется санкирью и имеет темный земляной цвет. В Византии санкирь любили делать в празелень, а на Руси более теплым, коричневым. На иконах XXI в. санкирь часто составляется смешением охры желтой и умбры жженой, иногда - с добавлением сажи. Мы готовим санкирь на основе умбры натуральной с добавлением охры оливковой и небольшого количества белил. Из книги XVII века "Ерминия": "О приготовлении состава для прокладки. Возьми белил одну драму, охры, столько же зеленой краски, какая употребляется для стенной живописи, одну драму, и черной краски четверть драмы, сотри все это вместе на мраморной доске, собери в чернильницу и этим составом прокладывай все, на что будешь наводить телесный колер".
Искусственные охры - марсы появились в иконописи с начала XIX века. Они бывают различных оттенков от желтых до темно - коричневых. По химическому составу они весьма чисты. Красочный слой марсов, прозрачнее, чем у природных охр, хотя по прочности им не уступает. Марсы используются как лессировочные краски.
Роскрышь иконы "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" |
Свинцовые белила можно сделать самим. Для этого нужно взять помещенный в трехлитровую банку гриб и, положив побольше сахара, дождаться пока он прокиснет с избытком уксуса. Затем, нужно добавить сладкий чай и положить кусок свинца, закрученного спирально таким образом, чтобы кислый раствор мог везде проникнуть. Не вынимая гриба, необходимо поставить банку на 2 месяца в теплое место (на батарею). По прошествии первого месяца необходимо поменять в банке сладкий чай, оставив немного закваски. Готовые белила следует просушить - хлопья пигмента осыпятся, а не вступивший в реакцию свинец - останется. Для иконописания можно также использовать темперу ПВА Санкт-Петербургского завода, замешивая её на яичной эмульсии. Но приготовленные таким образом краски под олифой имеют тончайшую пленку ПВА, сходную с целлофаном. При определенном освещении, например, при свечах, иконы, написанные в этой технике, блик уют, цвета кажутся темными, глухими. Санкт-Петербургский завод выпускает также в картонных коробочках природные пигменты. Все они очень хороши для работы, но требуют дополнительного перетирания в керамической ступке и на стекле.
Недавно появились в продаже пигменты в пластмассовых баночках фирмы "Гамма". Они имеют мелкодисперсную структуру и ими можно сразу работать, замешивая на яичной эмульсии.
Но, пользуясь хорошо перетертым высококачественным современными красками, всегда помните о том, что когда иконописец сам собирает нужную для работы глину и перетирает ее, то вкладывает в будущую икону свой труд и свою молитву. Этого нельзя восполнить. Теперь, когда на иконописной доске сделан рисунок и положено золото, когда краски готовы - надо разложить их на иконе, иногда говорят: расколеровать. Для этого мы пользуемся беличьими кистями различных размеров. Чтобы краска лучше ложилась на левкас, его можно потереть яичной эмульсией, разбавленной водой. До нас дошли две иконописные традиции роскрыши. Можно жидкую краску постепенно заливать, равномерно разгоняя ее. Кончик кисти ведет при этом каплю краски, которую по окончании заливки необходимо убрать, чтобы от нее не осталось темного пятнышка. Или существует способ многократного лессировочного покрытия, когда большое внимание уделяется рисунку и роскрышь как бы подчеркивает объем красок и другие его тонкости. Слой краски на иконе не должен быт очень тонким. На иконе хорошо смотрятся открытые цвета. Но для единства колорита некоторые иконописцы добавляют во все краску охру и немного жженой умбры и сажи. Если у изографа не хватает мастерства положить краску ровно, то он делает нижние слои с белилами, а верхние - чистым цветом.
В отличие от живописи, где художник рисует предметы такими, как он их видит и строит произведение в процессе работы, подчас меняя свои идеи - иконописец, сразу раскрывает образ, показывая его колорит. Иконописец пишет предметы такими, какие они в мире идей - на самом деле. Поэтому и цвет разложен на иконе локально. Цвет являет истинный смысл предметов. Когда все цвета на иконе разложены, на ней нет места белому левкасу. Теперь осталась пропитка одежд, горок, архитектуры, работа с ликами святых, подписи и т. д. Но сделано уже очень много: икона раскрыта, открыта нам. Яркие краски природных материалов и глин уже чаруют глаз, и сердце радуется, предчувствуя явление Благой Вести о Вечной Жизни.