Когда
человек приходит к вере, для него неизбежно открывается реальность
того, что в Православной Церкви все символично: вся жизнь Церкви,
начиная от Богослужения и одежд священнослужителей, до церковной
архитектуры и правил поведения в храме, проникнута символикой. Почему
так сложилось? Мне кажется, что это следствие постоянно присутствующей
в Церкви устремленности к горнему, невидимому миру. Небесная реальность
непостижима для нашего разума. Именно поэтому в Евангелии, говоря
о Царстве Небесном, Спаситель использует язык притч, через привычные
слушателям образы раскрывает сложные духовные истины. Так и в образном
и художественном строе иконы обязательно присутствует символика. Мы
видим ее в сюжете, в красках, в золоте фона, в какой-нибудь, на первый
взгляд, незначительной детали. Символический подтекст дает нам понять,
что образ неоднозначен, помогает – иногда вопреки логике – постигнуть
глубинный смысл изображенного.
Многие
символы давно уже стали частью нашей жизни. Так, например, один из
самых главных христианских символов – Крест, являющийся символом нашего
спасения, напоминает нам и о скорби Голгофы, и о радости Воскресения.
А изображенный в руках святого, он показывает зрителю, что перед ним,
скорее всего, образ мученика. В то же время с крестом в руках
изображаются святые, прославленные за проповедь христианской веры
и почитаемые в Церкви как равноапостольные: святая царица Елена, мать
императора Константина, святая Нина, просветительница Грузии.