В Своей притче о Добром Пастыре Господь Иисус Христос говорит о том, что «Пастырь добрый» «зовет своих овец по имени» и «овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Иоан. 10, 2—4).
Все мы, дорогие мои, имеем одно общее имя — православных христиан. Это имя самое дорогое из всех, какие может носить на себе человек, потому что на нем лежит печать нашего общего Небесного Пастыря Господа Иисуса Христа.
Быть христианином — это значит быть сыном Господа Спасителя, быть Его учеником, быть Его подражателем, быть наследником той вечной жизни, двери в которую открыл нам за нас пострадавший и в третий день воскресший Христос. Это священное звание наше приобретается в св. таинстве Крещения. Мы не можем войти в ограду Православной Церкви, не можем приобрести это имя иначе, чем через это святое таинство. И каждый из нас получил его не в силу каких-либо своих заслуг — ведь оно нам дано в младенчестве,— а только по любви к нам нашего Господа, «нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес» и лежавшего в Вифлеемских яслях.
Подобно тому, как и теперь верующие восприемники приносят младенцев в храм для таинства Крещения, так когда-то и нас с вами младенцами принесли в храм Божий, и после погружения в воды купели мы получили это счастье быть христианами. Как говорит св. апостол Павел: «Все вы, во. Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Мы стали своими Христу и, если достойно пройдем спой земной путь, то и останемся вечно Христовыми детьми.
Но я хочу, дорогие мои, сейчас напомнить вам и о другом. В таинстве Крещения нам не только даровано высокое звание христианина, но и свое, каждому принадлежащее, святое имя. Каждый из пас в святом Крещении наречен именем в честь того или другого праведника-святителя или преподобного, мученика или мученицы, или Христа ради юродивого, или просто святого Божьего раба.
В нашем православном церковном календаре под каждым числом мы читаем имена святых. И каждый день эти святые прославляются п наших богослужениях.
При погружении младенца в купель со словами: «Крещается раб Божий, или раба Божия, такой-то или такая-то», св.. Церковь устами священника, совершающего таинство, и запечатлевает на нем имя одного из этих святых Православной Христовой Церкви.
Звание православного христианина и имя святого неразрывно связаны между собой. Если мы православные христиане, дети своего Небесного Отца, значит каждый из нас должен иметь и имеет имя святого Если мы носим имя святого, значит мы православные дети Церкви Христовой.
Но знаем ли мы, дорогие, думаем ли мы о том, как драгоценно для каждого из нас то имя, с которым мы вступили в жизнь и пройдем эту жизнь? Это — наша первая собственность, какую мы получаем, рождаясь в этот мир; собственность, которой никто не может от нас отнять, которая не может пи сгореть, ни потонуть.
Природа не различает родившихся младенцев. Все они беспомощные, все слабые. Если их оставить без заботы, ухода и питания, они погибнут. Природа не различает мертвых. Каждый лежит в гробу холодным, бездыханным, начиная неизбежное тление, хотя мертвые и одеты в различные одежды. Подавая нам имя Святая Церковь как бы ставит на каждом из нас священный знак и именем отличает одного младенца от другого, и каждого мертвого от подобного ему. С этим святым знамением принадлежности нас к Церкви Христовой проходит вся каша земная жизнь. Под своим именем мы живем и с ним мы уйдем из этого земного мира. И Святая Церковь будет поминать нас с тем именем, которое она нам дала в минуты святого Крещения, и с ним мы предстанем перед лицом нашего Небесного Судии.
Мы нагими рождаемся в этот мир, нагими и уходим из этого мира. Сколько бы сокровищ ни собрали мы в земной жизни около себя, мы все оставим здесь. Какие бы титулы и звания мы пи приобрели бы в течение своей земной жизни, они останутся только в надгробных речах и на надгробных памятниках. А свое святое имя, то священное имя, которое каждый из нас носит, мы унесем в вечность, как неотъемлемый дорогой дар данный нам нашим Небесным Отцом.
Вдумайтесь, мои дорогие: ведь когда нам дастся имя в таинстве Крещения, мы этим не только вводимся в общество верующих людей, не только становимся сынами или дочерьми земной Церкви Христовой,— но через имя угодника Божия, какое мы получаем в Крещении, сразу входим в общество святых людей. Ведь каждый праведник предстоит у престола Божия и является членом той небесной, светоносной, торжествующей на небе Церкви Христовой, которая состоит из «благих и верных рабов» Небесного Отца.
Мы знаем, что в земной нашей жизни человеку доставляет удовольствие считать себя потомком знатного и великого в земном смысле человека. Но что может быть славнее имени апостола, мученика, или мученицы, преподобного отца, или преподобной матери, имена которых мы носим со дня Крещения.
Придет время, исчезнут с лица земли все имена человеческие, которыми так любят гордиться люди,— останется только книга жизни вечной, в которой будут вписаны имена всех святых и всех верных детей Божиих, с честью и достоинством пронесших свое христианское имя по земному пути и удостоившихся от Господа вечной славы быть вписанными в эту книгу вечной жизни.
В обычной земной жизни люди находят для себя удовлетворение быть знакомыми с какими-нибудь прославленными людьми. Может ли с чем-нибудь сравниться счастье быть в духовном общении со святыми, имена которых мы носим? Ведь все земные знакомства, все земные связи порвутся в минуту смерти. А связь со святым, имя которого мы носим на себе, останется вечной для каждого из нас. Если мы будем того достойны своей христианской жизнью на земле, то мы не только предстанем пред лицо Небесного Отца, но поклонимся и тому угоднику Божиго, имя которого мы имеем, и увидим его лицом к лицу.
Если люди считают себя счастливыми, когда имеют хороших и верных друзей, у которых могут найти себе поддержку в своих земных делах, у которых могут чему-нибудь поучиться, получить какое-нибудь руководство в земной жизни,— то какое же счастье для нас, православных христиан, состоит в том, что мы имеем, в лице святых, небесных, чистых и любящих нас друзей и покровителей, которые своими подвигами, своей смиренной жизнью учат нас, а своими молитвами о нас сопровождают каждого из нас на земном пути, если только наше сердце обращается к ним за этими молитвами и этой небесной их помощью.
Ведь Святая Церковь, давая нам имя, вручает каждого из нас руководству и попечению того угодника Божия, имя которого она знаменует на нас. Если в своей земной жизни праведники удостоились от Господа дара прозрения, дара исцеления, дерзновения испрашивать у Бога благословения и помощи людям, то теперь, когда они пребывают у Господа, когда они Его видят, они имеют тем большую силу и дерзновение испрашивать для нас все, что требуется нам в нашей духовной и телесной жизни. С высоты неба им виден весь наш жизненный путь со всеми его искушениями, опасностями и испытаниями, каких мы по своей духовной слепоте можем не замечать.
Какой же это великий дар Божий — иметь в лице святых таких могучих и любвеобильных небесных покровителей!
Мы знаем, что путь земной жизни каждого из угодников Божиих на ложен. Он привел их в Царство Небесное к вечной славе. И потому каждый из нас должен подражать своему святому, имя которого он носит, в его жизни и подвигах. Каждый должен знать о жизни своего святого, чтобы, подражая ему, том с большим дерзновением и надеждой испрашивать себе его молитв и благословения. И если история не сохранила нам подробности о жизни и подвигах того угодника, имя которого мы имеем, то все мы знаем, что все они: преподобные, мученики, святители, подвижники спасались горячей верой в Господа, любовью к Богу, любовью друг ко другу, чистотою своей души, молитвой и покаянием, кротостью и смирением, терпением и преданностью воле Божией. Все эти добродетели присуши всем праведникам.
Мы идем земной своей жизнью в то же Царство Небесное, путь в которое проложен святыми людьми. И жизнь каждого из нас должна соответствовать жизни своего святого, высочайшему званию христианина, данному нам в таинстве Крещения. Каждый из нас должен носить в себе страх перед мыслью о том, чтобы своей недостойной, скверной, нераскаянной, грешной, маловерующей жизнью не опозорить своего христианского звания и имени своего небесного покровителя.
Ведь и в земном обществе недостойные, порочные люди отсекаются от общения с людьми. И отец может отвернуться от своего родного сына, если он окажется неисправимым в своих пороках.
Пусть и каждый из нас, детей своего Небесного Отца, детей своего угодника Божия, имя которого мы носим, не оскорбит своей грешной жизнью молитв и забот о пас святых и любви к нам нашего Небесного Отца.
Каждый знает, как много тревог, и забот, и слез бывает у нас на земном поприще. О, как мы должны быть благодарны нашему Господу за то, что в лице своего святого мы всегда можем найти для себя заботливую руку, всегда можем встретить любящее, жалеющее нас сердце, готовое согреть и обнять нас своей заботой!
По молитвам наших небесных покровителей, имена которых мы носим, да даст нам Господь силы поборать греховные искушения, делать добро, очищать души.
Да даст Он всем нам чувство умиления на молитве и чувство слезного раскаяния при наших согрешениях.
Да даст Он нам всем счастье достойно причащаться Святых Христовых Тайн и, прожив здесь с Господом под покровом Его угодников, придти туда, где святые прославляют в бесконечных веках Небесного Отца и ждут нас, как своих детей, к себе, чтобы мы после доброго христианского земного пути разделили с ними вечную радость.
Митрополит Николай
ЖМП №3 1956 год