image

ИКОНОГРАФИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.
 
"Страсти Христовы" на современном языке звучат как "страдания Христа". Иконы Страсти Христовы рассказывают о событиях, произошедших в последнюю неделю земной жизни Спасителя - от входа Господня в Иерусалим (об этом подробнее рассказывается в разделе "Иконы двунадесятых праздников") и до чудесного Воскресения Христова. События Страстей Христовых нашли своё отражение не только в иконописи и религиозной живописи, но и во всех других видах искусства, заставляя верующих снова и снова сопереживать тем страданиям, что испытал Спаситель перед концом своего земного пути.

Страсти Христовы 

 Согласно писаниям евангелистов, к Страстям Христовым относятся: 

  • Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос, верхом на ослёнке - символе Его мирных намерений (на Востоке въезд в город верхом на коне считался признаком агрессии, захватничества), въезжает в пределы города Иерусалима. Простой люд встречает Его как Царя Израильского, так как одно из библейских пророчеств предвещало появление будущего помазанника Божьего в Иерусалиме верхом на осле, и устилает дорогу Ему своими одеждами и пальмовыми листьями. В Иерусалимском храме Иисус изгоняет торговцев, торговавших скотом и исцеляет больных, пришедших к Нему.
  • Помазание Иисуса миром (Вечеря в Вифании). После поездки в Иерусалим, Иисус с учениками вернулся в Вифанию, родное селение воскрешённого Им Лазаря. Там, в одном из домов, уставшему Иисусу омыла ноги и голову драгоценным миром женщина, а после помазания вытерла ступни Его своими волосами. Символическое значение помазания миром Спасителя двояко: это и подготовка тела Иисуса Христа к будущему погребению и ритуальное помазание Мессии - "Царя царствующих и Господа господствующих".
  • Омовение ног. Непосредственно перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице, Иисус, опоясавшись полотенцем, принёс воду и омыл ноги своим ученикам. На вопрос апостола Симона Петра: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги!?" Спаситель, окончив омовение ног своим ученикам, отвечал на это: "Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вам должно умывать ноги друг другу...Истинно, истинно говорю Вам - раб не больше господина своего, а посланник - не больше пославшего." Скрытый смысл омовения ног апостолов заключается в проповеди смирения, добровольного самоучинижения ради служения ближнему и любви к нему. В память об этом событии в православной церкви в Великий четверг принята традиция омовения ног архиереем 12 избранным священнослужителям.
  • Тайная Вечеря. Последняя встреча Иисуса Христа с Его учениками, прошедшая за трапезой в Сионской горнице. Во время Тайной Вечери Спаситель узнаёт имя будущего предателя из числа Его учеников - Иуду Искариота, и устанавливает обряд таинства Евхаристии - причащения своих последователей к Телу и Крови Христовым: "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и, благословив, преломил его и раздал ученикам Своим, говоря: "Примите, ядите, сие есть Тело Моё." Взяв затем чашу с вином, благодарив, отдал ученикам, сказав: "Пейте из неё всё, ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за многих во оставление грехов их." " В таинстве Евхаристии причащение верующих к Телу и Крови Спасителя позволяет произойти прикосновению, единению человека и Бога в той мере и степени, которая возможна в нашем дольнем мире.
  • Моление о чаше. По окончании Тайной Вечери, Иисус Христос с апостолами и учениками двинулся к подножию Елеонской горы. Остановившись у ручья Кедрон, Иисус вместе с апостолами Симоном Петром и братьями Иаковом и Иоанном Зеведевыми, отправился молиться в Гефсиманский сад, находящийся неподалёку. Обратившись к апостолам словами: "Душа Моя скорбит смертельно, будьте здесь и пободрствуйте со Мною.", Спаситель отошёл молиться: "Отче Мой! Да минует меня чаша сия. Впрочем, пусть будет так, как хочешь Ты, а не Я." Вернувшись к ученикам, Иисус Христос нашёл их спящими от печали. Разбудив Петра, Иисус попросил его: "Не мог бы ты пободрствовать один час? Молитесь и бодрствуйте, чтоб не впасть в искушение - дух бодр, плоть же немощна." Вернувшись обратно на место моления, Спаситель снова обратился к Отцу:"Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Обернувшись снова к Петру и сыновьям Зеведеевым, Иисус вновь застал их спящими. Собравшись с силами, Он в третий раз пошёл молиться, и повторил слова Свои: "Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, пусть будет так, да будет воля Твоя". Подойдя к спящим апостолам, Спаситель разбудил их словами: "Кончено, пришёл час: предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Вставайте, идёмте - вот, приблизился предающий Меня". В молении о чаше чётко прослеживается двойственность сущности Иисуса Христа: человеческое естество боится страданий и хочет избежать их, а Божественное готово принять боль как должное и предопределённое.
  • Поцелуй Иуды. Пока Иисус пребывал в молитве, к Гефсиманскому саду подошли множество вооружённых людей, посланных первосвященниками, среди которых был и один из учеников Его - Иуда Искариот. Чтобы не ошибиться при пленении Христа, Иуда условился указать воинам на Него своим поцелуем: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его". После поцелуя Иуды к Иисусу подступились вооружённые люди, решившие Его арестовать, но апостолы решили отбить Его у воинов первосвященника, и апостол Пётр в пылу отрубил ухо у Малха, раба первосвященника. Иисус поспешил утихомирить своих учеников, сказав Симону Петру: "Возврати меч свой в место его, ибо все взявшие меч, от меча же и погибнут; неужели мне не пить чаши, которую дал мне Мой Отец!?" Чудесным образом заживив ухо Малха, Спаситель уговорил воинов не трогать его учеников, молвив им: "Если Меня ищете, оставьте их. Пусть идут, да сбудется слово сказанное Им: Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого". Оставив апостолов в покое, воины связали Иисуса и повели Его к первосвященнику.
  • Отречение апостола Петра. Ещё во время Тайной Вечери Иисус сообщил Симону Петру о том,  что тот трижды отречётся от Господа своего до дого, как пропоёт петух. Пётр, несмотря на предупреждение Спасителя, в отдалении шёл за пленённым Иисусом, которого вели в дом к первосвященнику. Первое отречение состоялось во дворе первосвященника Каиафы. Проходящая мимо Петра служанка, спросила его: "Не ты ли из учеников Этого Человека?" Пётр ответил : "Нет", и, чтобы не возбуждать лишних подозрений встал погреться рядом с костром, который развели слуги и рабы первосвященника. У костра апостола снова спросили: "И ты из них?", на что Пётр снова ответил отрицательно. Но акцент выдал Петра, и в третий раз его заподозрили в причастности к ученикам Иисуса: "Точно ты их них, ибо ты из Галилеи, и наречие твоё сходно!" Пётр и в третий раз отрёкся от Спасителя и тут пропел петух. Горько заплакал апостол Пётр, вспомнив о предсказании Иисуса, сказанном ему в Гефсиманском саду. Хоть позднее воскресший Иисус и простил апостола, всё же до конца своей земной жизни Пётр плакал и упрекал себя, едва заслышав пение петуха.
  • Суд Понтия Пилата. Дождавшись наступления утра, совет старейшин, первосвященников и книжников повёл Иисуса Христа на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы тот отправил Спасителя на смертную казнь. Синедрион обвинял Христа в том, что тот называл себя Царём Иудейским и запрещал платить налоги римлянам. Понтий Пилат спросил Иисуса: "Итак, Ты Царь?" Иисус отвечал: "Ты сам говоришь, что я Царь...Царство Моё не от мира сего". Побеседовав с Христом, Понтий Пилат вышел к народу, ожидавшего его вердикта и объявил им, что никакой вины Иисуса он не видит. Но собравшаяся толпа бесновалась и требовала немедленной казни Христа, крича: "Да будет распят!"  Понтий Пилат вторично обратился к толпе: "Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что не вижу я в Нём никакой вины. Се - Человек!" Но народ не смилостивился и настаивал на распятии Царя Иудейского. В последний раз обратился к ним Понтий Пилат, желая сохранить жизнь Иисусу: "Есть же у вас обычай отпускать одного на Пасху, хотите, отпущу я вам Царя Иудейского?" Недовольные крики толпы были ему ответом, и Понтий Пилат вынес приговор о смертной казни Иисусу Христу через распятие, а сам умыл руки на глазах у всех, указав всем собравшимся, что он не виновен в смерти Спасителя.
  • Крестный путь. Сразу после оглашения приговора солдаты переодели Иисуса в шутовской наряд Царя: багряницу заместо царской мантии, терновый венец заместо короны и сухую палку в правую руку заместо царского скипетра.  Переодетого Христа солдаты принялись избивать и оплёвывать, насмехаясь над Ним словами: "Радуйся, Царь Иудейский!" Вдоволь напотешавшись, с Христа сняли багряницу и одели Его в обычные одежды. Взвалив на Него крест, солдаты повели Его к месту казни - на Лобное место, Голгофу. Часть пути нести крест Иисусу помогал Симон Киринеянин, отец апостола от семидесяти Руфа и священномученика Александра. В пути к усталому Иисусу подошла Святая Вероника и предложила ему отереть пот с лица Его, и на платке том отпечатался лик Его. Это предание является одной из версий возникновения изображения  "Спаса Нерукотворного". 
  • Распятие. На Голгофе Иисуса распяли рядом с двумя разбойниками. На кресте Его была табличка, написанная Понтием Пилатом "Иисус Назорей, Царь Иудейский". По правую руку Иисуса был распят благоразумный разбойник, не смевший насмехаться над Христом и попросивший Спасителя помянуть его, как только Он окажется в Царствие Своём, а по левую руку - безумный разбойник, вторивший собравшимся рядом первосвященникам и книжникам словами: "Если ты Христос, спаси себя и нас!" Солдаты, распявшие Иисуса, решили разыграть его одежды между собой. К вечеру чёрные тучи закрыли собою всё небо, и Иисус, воскликнув:"Боже Мой, Боже мой, для чего ты Меня оставил!?", испустил дух. В это время стучилось страшное землетрясение, и многие уверовали в то, что Он действительно Сын Божий.
  • Снятие с креста.Вечером дня Распятия к Понтию Пилату вошёл Иосиф Аримафейский, тайный последователь Христа и богатый представитель синедриона, в голосовании о смертной казни Иисуса, впрочем, не участвовавший. Испросив у Пилата разрешения забрать тело Спасителя, Иосиф снял Его с креста и, завернув в большой кусок ткани, положил в гробницу, высеченную в скале. Сразу после снятия тела Его с креста последовало оплакивание Иисуса, в котором участвовали Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и две дочери Святой Анны, матери Девы Марии - Мария Клеопова и Саломея. Этот сюжет известен в иконографии Иисуса Христа как "Не рыдай Мене Мати", так ответил Иисус убитой горем Деве Марии на её причитания: "Не рыдай Мене Мати, во гробе узрящи...воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшего Адама введу в Царство Небесное..."
  • Погребение Христа. Следом за оплакиванием последовало погребение тела Спасителя. Те, кто оплакивал Иисуса стали и участниками Его погребения. Тело Христа было обвито пеленами, пропитанными благовониями, которые принёс Никодим - тайный последователь Христа, знатный член Синедриона, и погребено в вырубленной в скале гробнице, находящейся в саду. принадлежащему Иосифу Арамейскому. К гробнице Иисуса была поставлена стража синедриона, а сам вход в неё был запечатан.
  • Воскресение Христово. На второй день после положения Тела Христова во гроб, в субботу, произошло Его Сошествие в ад. Разломав двери преисподней, Спаситель произнёс там евангельскую проповедь, и освободил души праведников и прародителей Адамы и Евы, перенеся их в рай. Так Христос своими жертвенными страданиями искупил первородный грех Адама и Евы. В воскресенье же к гробнице Спасителя подошли жёны - мироносицы и увидели Ангела Господня,  сотворившего великое землетрясение и отодвинувшего камень от входа в пещеру, где должно было лежать Тело Господа. Ангел поспешил успокоить испуганных женщин, сообщив им радостную весть о Воскресении Христа и наказав им сообщить об этом апостолам. Первыми в гробнице побывали апостолы Пётр и Иоанн, причём Иоанн Богослов первым уверовал в Воскресение Христа, в то время как другие ученики Христа были просто безмерно удивлены исчезновением Тела Его. Вечером этого же дня Иисус явился уже девяти апостолам, без Фомы, и сказал им: "Мир вам! Как Отец Мой послал меня, так и Я посылаю вас. Кому простите грехи - тому простятся, на ком оставите - на том останутся." После этих слов дунул на своих апостолов воскресший Спаситель и преисполнились они Духа Святого. Через восемь дней Христос снова явился ученикам, среди которых уже был и не поверивший в Воскресение Христа апостол Фома, и помог тому уверовать, вложив пальцы неверующего в раны Свои. Через 40 дней после Воскресения Христова происходит Вознесение Господне и Иисус возносится на небо, подтвердив тем самым свою божественную природу. На пятидесятый день по Воскресению Христову в Сионской горнице на апостолов нисходит Святой Дух в обличье огненных языков, даровавший им способность проповедовать Евангелие на всех языках мира.
Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в.
Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.
Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия
Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска
Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в.
Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.
Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г.
Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция
Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон
Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва
Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия
Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва
Великий Четверг. Моление о Чаше. Мозаика собора св. Марка, Венеция
Великая Пятница. Моление о Чаше. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великая Пятница. Иуда приводит стражников ко Христу. Армянская книжная миниатюра XIII в.
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.
Великая Пятница. Христос на допросе у Анны. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Великая Пятница. Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Великая Пятница. Христос перед Пилатом. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия
Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон
Великая Пятница. Христос перед Иродом. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Великая Пятница. Иудеи требуют смерти Христу: «Да будет распят!». VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия
Великая Пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Великая Пятница. Смерть Иуды. Капитель церкви св. Лазаря, Франция. XII в.
Великая Пятница. Крестный путь Спасителя. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.
Великая Пятница. Симон Киринейский помогает Господу нести Крест. Кипрская фреска
Великая Пятница. Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон
Великая Пятница. Восхождение на Крест. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Великая Пятница. Распятие Христа и гибель Иуды. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.
Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай
Великая Пятница. Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.
Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.
Великая Пятница. Распятие. Мозаика монастыря Осиас Лукас
Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.
Великая Пятница. Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.
Великая Пятница. Снятие со Креста. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Грачаница
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря в Нерези, Македония, XII в.
Великая Пятница. Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Великая Пятница. Положение во гроб. Кипрская фреска
Великая Суббота. Оборотная сторона двусторонней иконы с образом Богоматери Одигитрии. Кастория, Археологический музей
Великая Суббота. Христос в окружении ангельских сил. Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры,

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ

БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ

  • 15-окт-2014, 10:52
ИКОНА В ХРАМЕ

ИКОНА В ХРАМЕ

  • 28-май-2014, 09:03
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

  • 14-апр-2014, 13:25

Если вы хотите помочь проекту