image

Страсти Христовы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.


 


Список Страстей

События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях.

 

 

Номер Название Иллюстрация Евангельский текст День
1 Вход Господень в Иерусалим Giotto - Scrovegni - -26- - Entry into Jerusalem2.jpg И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! …осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм… (Мк. 11:7-11) воскресенье
До Входа в Иерусалим Христос заявлял о себе как о Мессии отдельным лицам, настало время сделать это всенародно. Это случилось в воскресенье перед Пасхой, когда толпы паломников стекались в Иерусалим. Иисус посылает двух учеников за ослом, садится на него и въезжает в город. Его приветствует пением народ, узнавший о вступлении Христа, и подхватывает осанну сыну Давидову, которую провозгласили апостолы.
2 Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей Sainte-marie Madeleine2.jpg Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Мф. 26:6-7) среда
По Марку и Матфею, в Вифании, где Иисус с учениками был приглашён в дом Симона прокаженного, женщина совершила помазание, которое символизировало последующие страдание и смерть Христа. Рассказ об омовении ног Иисуса миром, совершённом грешницей, есть у Луки: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лук. 7:37-38). Это помазание происходит задолго до страстной недели. Впоследствии, в католичестве эту грешницу стали отождествлять с Марией Магдалиной (см. иллюстрацию). У Иоанна (12:1-8) помазание происходит в доме Лазаря в Вифании, за день до входа в Иерусалим. Женщина с алавастровым сосудом у Иоанна — Мария, сестра Лазаря и Марфы.
3 Омовение ног ученикам Giotto - Scrovegni - -30- - Washing of Feet.jpg Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Ин. 13:3-5) четверг
Утром в четверг ученики спросили у Иисуса, где он будет есть пасху. Тот сказал, что у иерусалимских ворот они встретят слугу с кувшином воды, он их приведёт в дом, хозяина которого надо известить, что у него будут есть пасху Иисус и его ученики. Придя в этот дом на вечерю, все по обычаю сняли обувь. Рабов, которые должны были вымыть ноги гостям, не было, и Иисус сам выполнил это. В смущении ученики молчали, лишь Пётр позволил себе удивиться. Иисус объяснил, что это был урок смирения, и что также они должны относиться друг к другу, как показал их учитель.
4 Тайная Вечеря Giotto - Scrovegni - -29- - Last Supper.jpg Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. (Лук. 22:13-14) четверг
На вечере Христос повторил, что один из учеников предаст его. Со страхом каждый спрашивал его: «Не я ли, Господи?». Спросил, чтобы отвести от себя подозрения, и Иуда и услышал в ответ: «Ты сказал». Вскоре Иуда покидает вечерю. Иисус напомнил ученикам, что туда, куда вскоре последует он, они не смогут идти. Пётр возражал учителю, что «душу свою положит за Него». Однако Христос предсказал, что тот отречётся от него трижды до того, как пропоёт петух. В утешение ученикам, опечаленным его скорым уходом, Христос установил евхаристию — главное таинство христианской веры.
5 Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников Nikolaj Nikolajewitsch Ge 001.jpg Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного. (Ин. 16:32)

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)

четверг
После вечери Христос с учениками вышел за город. Через ложбину Кедронского потока пришли они к Гефсиманскому саду.
6 Моление о чаше El Greco 019.jpg И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (Мк. 14:35-36) четверг
По сообщению синоптиков, у входа в сад Иисус оставил учеников. Взяв с собой лишь троих избранных: Иакова, Иоанна и Петра, он пошёл на Елеонскую гору. Наказав им не спать, он отдалился для молитвы. Предчувствие гибели переполняло душу Иисуса, сомнения овладели им. Он, поддавшись своей человеческой природе, просил Бога-Отца пронести мимо чашу Страстей, однако покорно принял Его волю.
7 Поцелуй Иуды и арест Иисуса Giotto - Scrovegni - -31- - Kiss of Judas.jpg … вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. (Мф. 26:47-49) четверг
Поздно вечером в четверг Иисус, спустившись с горы, будит апостолов и говорит им, что предавший его уже приближается. Появляются вооружённые служители храма и римские воины. Иуда указал им место, где можно найти Иисуса. Иуда выходит из толпы и целует Иисуса, давая стражникам условный знак. Они хватают Иисуса, при попытке апостолов помешать стражникам ранение получает Малх, раб первосвященника. Иисус просит освободить апостолов, те убегают, лишь Пётр и Иоанн тайком следуют за стражей, уводящей их учителя.
8 Иисус перед Синедрионом (первосвященниками) Giotto - Scrovegni - -32- - Christ before Caiaphas.jpg И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. (Мк. 14:53) пятница
В ночь Страстного четверга Иисуса привели в синедрион. Христос предстал перед Анной. Тот начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Иисус отказался отвечать, он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Анна не имел власти вынести приговор и отправил Христа к Каиафе. Иисус хранил молчание. Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти.
9 Отречение апостола Петра Duccio60.JPG И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. (Мф. 26:75) пятница
Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы согреться. Слуги, один из которых был родственником Малха, узнали ученика Христа и стали расспрашивать его. Пётр трижды отрекается от учителя, до того, как пропел петух.
10 Иисус перед Понтием Пилатом What is truth.jpg От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чём вы обвиняете Человека Сего? (Ин. 18:28-29) пятница
Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Пилата утверждение смертного приговора. Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Он удаляется с Иисусом в преторию и дискутирует с ним наедине. Пилат после беседы с осуждённым решил по случаю праздника предложить народу отпустить Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Христа, а Иисуса Варавву. Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее.
11 Бичевание Христа Giotto - Scrovegni - -33- - Flagellation.jpg Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. (Ин. 19:1) пятница
Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию).
12 Поругание и увенчание терновым венцом Hieronymus Bosch 059.jpg …надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:28-29) пятница
умыванием рук.
13 Крестный путь (Несение креста) Giotto - Scrovegni - -34- - Road to Calvary.jpg И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Ин. 19:17) пятница
Иисус приговорён к позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни была Голгофа, расположенная за городом. Время — около полудня Страстной пятницы. Место действия — подъём на Голгофу. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. Синоптики указывают, что за Христом следовали плачущие женщины и Симон Киринеянин: так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставили Симона помогать ему.
14 Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости El Greco - El Espolio.jpg Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет. (Ин. 19:23-24) пятница
Солдаты бросили жребий, чтобы разделить одежду Христа.
15 Голгофа — Распятие Христово Giotto - Scrovegni - -35- - Crucifixion.jpg Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. (Мк. 15:25-28) пятница
По еврейскому обычаю осуждённым на казнь предлагалось вино. Иисус, пригубив его, отказался от напитка. По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Над головой Иисуса к кресту была прикреплена табличка с надписью на надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский». Через некоторое время распятый, мучимый жаждой попросил пить. Один из солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на трости поднёс к его губам.
16 Снятие с креста El Descendimiento, by Rogier van der Weyden, from Prado in Google Earth.jpg Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. (Ин. 19:38) пятница
Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат (в некоторых источниках — Лонгин) ударяет Иисуса копьём в рёбра — из раны потекла кровь, смешанная с водой. Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, пришёл к прокуратору и испросил у него тело Иисуса. Пилат распорядился выдать тело Иосифу. Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста.
17 Положение во гроб El Descendimiento, by Rogier van der Weyden, from Prado in Google Earth.jpg …обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк. 23:53) пятница
Никодим принёс ароматы, вместе с Иосифом он подготовил тело Иисуса для погребения, завернув его в саван с миррой и алоэ. При этом присутствовали галилейские жены, которые оплакивали Христа.
18 Сошествие в ад Rublev soshestvie vo ad.jpg В Новом Завете об этом сообщается только апостолом Петром: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. (1Петр. 3:18-19) суббота
Воскресение Иисуса Христа Resurrection.JPG И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём … обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. (Мф. 28:2-6) воскресенье
» 

Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы».


 

«Распятие», икона Дионисия

«Воскресение», картина Эль Греко

«Сошествие во ад», икона Дионисия


Промежуточные и примыкающие сюжеты

«Страсти», анонимный художник XV в., Нидерланды
 
 

В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах. (См. полный список с включением названий рассказанных притч)

 

Промежуточные эпизоды Страстей:

Пилат показывает Христа народу — Се человек (Ecce homo), Восхождение на крест, Пригвождение ко Кресту, Испрошение тела Христа у Понтия Пилата, Оплакивание Христамироносицы у гроба Господнего.

Примыкающие и апокрифические эпизоды:

Муж скорбей (Vir dolorum), Stabat mater (Стояла мать скорбящая), Плоды страданий Христовых, Христос в темнице Святая Вероника даёт Иисусу ткань вытереть лицо, и его лик отпечатывается на нём — в православии так называемый эдесский Мандилион). Благоразумный разбойник Рах, который сподобился спасения и первым вошёл в рай (православная иконография). Получение Иудой 30 серебренниковего самоубийство.

«Vir dolorum», картина Дюрера

«Святая Вероника», картина Робера Кампена

«Благоразумный разбойник», икона московской школы, 1560-е



 

Орудия Страстей (лат. Arma Christi) — важные атрибуты Страстей Господних, инструменты мученичества Иисуса Христа. Изображение Орудий Страстей имеет долгую традицию в иконографии, по крайней мере, начиная с IX века (Утрехтская псалтырь, 830 год). Миниатюрные изображения орудий наносились на распятия и чётки, иконы и ретабло.

В число орудий включают:

меч — им святой Пётр отсёк ухо Малху (иногда изображается с ухом); столб, к которому был привязан Иисус во время бичевания; бич или пучок розог; руку, бичевавшую Иисуса или давшую деньги Иуде; терновый венец, которым был увенчан Иисус; крест, на котором он принял смерть, гвозди, которыми он был распят; табличку с надписью INRI — для дополнительного унижения его; копьё, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса; губку, смоченную в уксусе (или вине), поданную ему для утоления жажды; миску для уксуса (вина); Грааль — легендарную чашу, в которую была собрана кровь Иисуса; одежды Иисуса игральные кости, которыми солдаты разыгрывали одежды Иисуса; петуха, пропевшего трижды при отречении апостола Петра; лестницу — использовалась для снятия мёртвого тела с креста; клещи, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса; миску с мирро — им Иосиф Аримафейский или жены-мироносицы обтирали тело; плащаницу — пелена, в которую было завёрнуто тело; 30 сребренников, заплаченные Иуде за предательство (иногда изображаются в кошельке); чашу — в ней умыл руки Понтий Пилат; фонарь со свечой — символ предательства в Гефсиманском саду.

Меч святого Петра

Копьё Лонгина (Хофбург)

Терновый венец

Фрагмент Туринской плащаницы



 


В православии

В русской иконописи, питаемой православием и связанной с византийской традицией, в отличие от западного искусства, нельзя найти полный набор изображений Страстей, поскольку православие имеет другую точку зрения на их визуальную передачу — меньше эмоциональности, натурализма и больше скрытого величия Христа. Западные художники делали акцент на страдания Иисуса-человека, иногда «в ущерб идеальному значению» Страстей.

Основная форма изображения Страстей в православии — так называемые Страстн?ые иконы, имеющие клейма, посвящённые событиям страстей, а центральной композицией — Воскресение или же Распятие. Известен тип Страстно?й иконы Пресвятой Богородицы, называемой так, потому что по сторонам лика Девы Марии изображаются два летящих ангела с Орудиями страстей (Страстной монастырь получил свое имя в честь этой иконы).


й рядСофии НовгородскойЭтот Страстной чин являлся увенчивающим. В его центре помещалось более крупное или же резное изображение Распятия. Возник он как самостоятельный ряд после Московского Большого собора (1666—1667 годы), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа». До этого являлся частью Праздничного цикла. С конца XVII века иконам Страстей, которые служили одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы — круга, эллипса и проч., обрамляя их резными золочёными картушами-рамами в ярко выраженном барочном стиле.

Кроме того, Страсти — обычная тема фресковых циклов при росписи церквей, причём хронологическая последовательность может не соблюдаться (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, церковь Спаса на Нередице) В Исаакиевском соборе они выполнены в технике мозаики.

 

wikipedia.org

 

 

 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

АНГЕЛЫ ВСЕГДА РЯДОМ

АНГЕЛЫ ВСЕГДА РЯДОМ

  • 27-июн-2015, 16:40
КЛАССИФИКАЦИЯ ИКОН

КЛАССИФИКАЦИЯ ИКОН

  • 18-дек-2014, 10:20
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 25-окт-2014, 09:26
СВЕТ В ИКОНЕ

СВЕТ В ИКОНЕ

  • 15-май-2014, 18:04

Если вы хотите помочь проекту