- художественное искусство, отображающее лики Святых или сюжеты из жизни и истории Церкви, особенно Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Византийскя Агиография - это, в основном, Теологическая Живопись (от греч."Теос" - Бог, "логос"- учение) для отображения Христианских Воззрений, причем лики и предметы здесь изображаются не в земных воплощениях, а в их преображенном состоянии, какими они представляются в Вечном Царстве Божием.
Критская Школа Иконописи (Агиографии)
С падением Константинополя, столицы Византийской Империи, под напором турков в 1453 году, константинопольские художники эмигрировали на находящийся во владычестве венецианцев Крит, и распространили святое искусство агиографии.
В конце 15-го века культурный контакт с Венецией привнес на Крит новшества итальянского искусства Возрождения. Новые уровни техники и тематики слились с византийской традицией, сформировав абсолютно уникальный вид иконописи к 16-17 вв., которая сейчас называется Критской Школой Агиографии.
Эль Греко и другие представители Критской Школы
Характерными особенностями критской школы являются, в первую очередь, идеальность форм, которые отображаются более земными, а также внимание к деталям, подчеркиваемым насыщенным цветом. Из этой художественной среды берет свои корни и великий Ираклиот, художник Доминик Теотокопулос, всемирно известный как Эль Греко.
Следует отметить, что в 1600 году Ираклион насчитывал 20.000 жителей и 200 художников, что подчеркивает особенно высокий художественный расцвет на Крите. Этот расцвет, к сожалению был насильно прерван вторжением в Ираклион турков в 1669 году.
Из значимых представителей Критской Школы Агиографии следует отметить Михаила Дамаскина (Дамаскинооса). Он родился в 1535 году, учился в Ираклионе и долгое время жил в Венеции. Михаил Дамаскин по сути основал каноны критской школы. В церкви Святой Екатерины в Ираклионе выставлены 6 его икон, которые были привезены из Монастыря Врондисиу в Заросе (Крит).
Другие представители критской школы - Георгиос Клондзас и Феофан Критский.
www.aristokriti.com