Нарушают
ли христиане вторую заповедь Закона Божия, данного евреям, почитая
святые иконы? Нет! В православной церкви св. иконы двоякого рода: на
одних из икон и на большей части их мы видим лики св. ангелов и св.
Божиих человеков, т.е., существ, созданных и ограниченных местом и
временем, а на других изображается Триединый Бог или одно из лиц
Пресвятыя Троицы: Отец, или Сын, или Дух Святый.
Будем
говорить сперва об иконах св. ангелов и св. Божиих человеков. Были ли
запрещены Богом в Ветхом Завете изображения св. ангелов? Нет, а напротив
изображения херувимов, по Божию повелению, сделаны были и поставлены
самим Моисеем в скинии, т.е., в походном или переносном храме, созданном
Моисеем по указанию Божественному, и сам Господь Бог открывался Моисею
среди двух изображений херувимов, поставленных на ковчеге.
Главной
святыней в скинии был окованный золотом ковчег завета, в котором
хранились две скрижали, т.е., две каменные доски с начертанными Богом
десятью заповедями. Крышка или верхняя доска, покрывавшая ковчег, была
из чистого золота и называлась очистилищем (по причине очищения или
прощения грехов людей Богом, являвшимся над нею Моисею). Длина ее была
два с половиною локтя, а ширина полтора локтя, по мере ковчега. На этой
доске и были поставлены и укреплены два херувима чеканной работы из
золота. Один из них стоял на одном крае крышки, а другой на другом крае.
Они покрывали крышку крыльями, распростертыми вверх, а лицами обращены
были друг к другу и склонены к крышке. Господь Бог открывался Моисею и
говорил с ним над крышкою посреди двух херувимов (Исход. 25, 17-22).
Самое
переднее место храма, в котором находился ковчег завета, называлось
Святое Святых, - это было тоже, что алтарь в христианских храмах. От
другой части храма, которая называлась святилищем или святым, Святое
Святых отделено было завесою, сделанною из разноцветной шерсти и
крученого виссона; на этой завесе искусною работою также сделаны были
херувимы (Исход. 26, 31). Эта завеса с херувимами соответствовала нашему
иконостасу. Скиния, вместо крыши и стен, имела по четыре покрывала,
лежавшие одий на другом на столпах ее, самый внутренний был висонный,
затем шерстяной и два кожаных наверху; на виссонном внутреннем покрывале
и на внутренней стороне его сделаны были также херувимы искусною
работою ( Исход. 36, 8). Изображения их соответствовали изображениям
святых на стенах и куполах христианских храмов.
В
храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова,
изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и
поставил в средине Святого Святых (в алтаре) двух херувимов из
масличного дерева вышиною в десять локтей; оба крыла херувима имели
каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима
касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены,
другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил
Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе,
отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также
как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы (2 Парал. 3, 13-14).
Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета
Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов,
сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за
которые он был носим (3 Цар. 6, 23-28; 8, 6. 7). На двух половинках
дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма
во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских
храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы,
и двери и изображения на них покрыл золотом. На всех стенах храма он
сделал также разные изображения херувимов и пальмовых дерев и
распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или
святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон
вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил
золотом по резьбе (33 Цар. 6, 29-35, снес. Езек. гл. 41).
В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, на стенках между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы, как знамения силы и могущества (Исх. 7, 29. 36).