В
службе Торжества Православия, которая раскрывает смысл иконопочитания,
об изображениях святых на иконах сказано: "Законы Церкве отеческия
сохраняюще, образы пишем и лобзаим усты, и сердцем, и хотением Христовы и
Его святых" (тропарь 8-й песни). Во втором седальне перечисляются лики
святых, которых благодаря воплощению стало возможным изображать: "Слава:
Зраками пророков, апостолов видами, мучеников священных, и святых всех
иконами, и изображеньми священно красуется...".
По традиции святых
разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы (посланники, вестники -
первые двенадцать учеников Христа или из числа семидесяти),
равноапостольные и просветители (целых народов и стран), великомученики,
мученики, страстотерпцы, исповедники, благоверные (цари, князья),
бессребреники (бескорыстно служившие больным), юродиевые Христа ради
(блаженные), праведные (святые, не покидавшие мира), святители (отцы,
учителя Церкви, иерархи), священномученики, преподобномученики ( в
монашестве) и преподобные ( в монашестве). Определить, к какому лику
(разряду) на иконе принадлежит тот или иной святой, можно прежде всего
по его облачению. Традиционная иконопись базируется в основном на
каноне, типаже, но у каждого святого есть свои житийные и
иконографические черты - нюансы, оттенки, особенности. Для работы над
иконой совершенно необходимо знание агиографии и иконографии
христианского мира - прежде всего православного греческого и славянского
Востока, наставления греческих ерминий и русских подлинников. За период
своего существования иконопсь прошла через разные стили. Но уже
древнейшие памятники портретной живописи святых, написанные в технике
энкаустики (лучшие примеры сохранились на Синае), соединяют реализм
античного искусства с отчетливой личной характеристикой образов.
Иконописец, работая "по образу и подобию" по лицевому подлиннику,
воздерживается от внесения изменений, продиктованных собственным
творческим видением.
У истоков почитания каждого святого
обязательно стоит и составление жития, и написание его образа. Иконы,
приуроченные к празднованию и чествованию отдельных святых, до сих пор
продолжают древние традиции не только религиозного храмового, но и
домашнего, семейного образа. При этом для домашнего "красного угла" или
для православного храма - как храмовый или аналойный образ -
предназначалась та или иная икона с изображением святого. Например,
известные фюамские портреты первых веков являлись с самого начала
самостоятельными портретными образами. Написаные при жизни человека, они
хранились и выставлялись в домах и только после его смерти
употреблялись как заупокойные образы.
По свидетельствам конца ХІІ
в.,в византийских храмах иконы с изображениями праздников и святых,
снимавшиеся с темплона и высталявшиеся в день соответствующего им
праздника на аналое, называли поклонными. Так, иконы-святцы упоминаются в
описи имущества русского монастыря святого Пателеимона на Афоне,
произведенной 14 декабря 1142 г. Новгородские таблетки (около 1500_
также воходят к традициям византийских поклонных икон. Архидиакон Павел
Алеппский, который путешествовал по России в середине ХVII в., замечает
по поводу московского Успенского собора: "Знай, что в этой великой
церкви, а также в соборах Архангельском и Благовещенском и во многих
больших церквах и монастырях находятся ковчеги наподобие книги, крытые
бархатом или парчой, посеребренные и позолоченные. Они заключают в себе
двенадцать изящных икон на тоненьких дощечках, на каждой иконе с обеих
сторон изображены святые одного месяца; или ковчег заключает в себе
шесть образов, и тогда на каждой стороне образа бывает изображение
святых одного месяца. Эти ковчеги именуются годовыми, ибо в них
заключаются иконы всех святых коим память совершается в течении дней
года, со всеми Господскими праздниками, семью(вселенскими) Соборами и
иными праздниками и святыми, греческими и русскими.
В каждой церкви
имеется не один такой ковчег, но три и четыре, разных видов и размеров.
Они хранятся на полках аналоев, покрытых пеленой и стоящих перед дверми
алтарей. Экклисиарх вынимает икону каждого месяца и кладёт лицевою
стороною на аналой, оставляя до конца месяца. После чего вынимает
другую. Перед ней всегда горит свеча."
Большинство святых, чьи
изображения имеются на Ногородских таблетках, созданных около 1500 г.
для Софийского собора, всречаются в греческих месяцесловах.
Кроме
того, есть и русские святые- Владимир, Борис, Глеб, Авраамий Ростовский,
Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский, Пётр митрополит Московский,
Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Павел Комельский, Пётр и Феврония
Муромские. Сегодня известно, что таблетки текже служили образцами для
русских иконописцев.
Излюбленными как византийцев, так и новгородцев
были иконы с изображением избранных святых. Домашняя икона, была
выражением личного религиозного почтения и вызывала особый пиетет.
Иконой родители и близкие благословляли на принятие монашества. На
повод, по которому заказывали и писали именные и венчальные иконы,
указывают надписи на поздних русских иконах.
Наиболее широкое
распространение получили домашние молельные иконы, тоесть иконы,
изображавшие в первую очередь соименных святых, небесных покровителей
самого заказчика, иногда всех членов его семьи.
Решающие влияние на
композицию иконы обычно оказывает издревле установленный порядок
расположения святых на иерархической лестнице месяцеслова. Чёткая
структура, последрвательность в наибольшей степени видны в таких сюжетах
как Деисус, Страшный Суд, и особенно в иконографической программе
иконостаса. Помимо внутреннего, духовного содержания, подобные
композиции предсталяют собой некую систему, включающую вполне
определённые признаки и взаимоотношения между чинами, присутствующие на
каждом уровне. Наряду с иконами, изображающего отдельного святого или
несколько святых, имеющих сходные признаки (Три святителя), в поздней
русской иконописи создавались иконы, представляющие избранных
подвижников по их сходной функции (святые целители), или по
топографическому признаку (преподобные Киево-Печерские, Ростовские
чудотворцы, и др.)
С середины 16 века известна многофигурная русская
икона под названием "Шестоднев", на которой, согласно "Шестодневу" Св.
Кирилла Философа, изображаются представления о происхождении и устройсве
мира. При этом дни недели отождествляются с определёнными христианскими
праздниками: воскресение-Сошествие во ад (Воскресение),
понедельник-Собор Архангелов и Прочих сил Небесных, вторник- Усекновение
главы Иоанна Предтечи, среда- Благовещение, четверг- Омовение ног,
пятница- Распятие. Особенно развита композиция субботы- Суббота всех
Святых.
На полях или на роскошных рамах древних Византийских икон
часто можно видеть более мелкие изображения избранных святых. Такой
приём наблюдается и в Новгородской иконописи. Образы персональных
небесных покровителей в отдельных клеймах на полях очень характерны для
русских домашних икон позднего времени. С 17 века, когда возникли
иконописные мастерские кустарного, а позже и заводского типа, домашняя
икона с тезоименитыми святыми вошла практически в каждый дом.
На
древних житийных иконах в центре изображают канонический портрет
святого, окруженный по периметру клеймами со сценами различных событий
его жизни. Обычно клейма начинаются в верхнем ряду (с изображения
рождения) и заканчиваются в нижнем углу (сценой кончины, или как у
Свт.Николая, перенесением мощей). Боковые клейма посвящены проявлениям
святости: чудесам, мученическим подвигам и т.д.
В поздней иконописи образ святого выступает на фоне живопистного повествования необрамленных сцен.