В начале работы вникнуть в суть задачи было непросто, признаются иконописцы.
«Мы приносили им разные варианты, а они отметали один за другим. Наша мастерская работала в ярославском стиле русской иконы XVII века, но для этого храма министерство попросило найти нечто особенное, свой стиль»
,
— рассказывает иконописец Юлия.
Чтобы понять друг друга, пришлось заговорить на одном языке. Военные принесли в мастерскую книги по истории сражений, а в министерстве обороны появились книги по иконографии и иконописи.
Оказалось, заказчику нравится стиль позднего Палеха, ближе к модерну и реализму. После того как был закончен образ Андрея Первозванного, его приняли и утвердили, дальше работать стало намного легче: художники теперь понимают, чего от них хотят.
По рассказам иконописцев, они не ожидали, что военные окажутся такими требовательными заказчиками. Особенно много правок вносится в лики святых: творческое задание от Минобороны — это мудрость и строгость мужских персонажей и благочестие женских.
Все художники начинают работу с молитвы (специальный текст даже висит у алтаря), а работают под проповеди и аудиокниги про православных святых.
«Моя задача — закончить единый образ, чтобы голова не существовала отдельно от всей иконы, а такое встречается в общих работах разных мастеров»
,
— объясняет Юлия.
Лицо святого пишется в самую последнюю очередь — после того, как будет завершена фигура, появится живописный фон позади. Почти готовый образ художницы передают Юлии, она закрывается в отдельной комнате мастерской и ищет нужный образ, перебирает лучшие образцы иконописи разных эпох и читает жития святых, чтобы лучше понимать своих героев.
Художница вдохновляется иконописью разных времен, мысленно обращается к иконописцам прошлого. Сложнее всего работать с тем святым, о ком мало информации, признается она: тяжело накопить впечатление о нем.
«А вот накопишь, вдохновишься, и когда приступаешь — твоего участия уже как будто нет, все с Божьей помощью. Бывает, возишь кистью по одному месту, ничего не получается — нет жизни в этом лице. Тогда взмаливаешься или только думаешь о том, чтобы помолиться, и образ начинает обретать жизнь»
Это такое вдохновленное состояние, чувство, будто тебе надо выплеснуться, объясняет Юлия. Тогда пишешь и пишешь, слушаешь молитвы или проповеди, а потом смотришь — уже вечер, и образ почти готов.Еще сложнее, чем святых и апостолов, писать исторических персонажей, не так далеко ушедших во время, говорят иконописцы. Икону адмирала Федора Ушакова переписывали не один раз, прежде чем нащупали точный образ.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.