image

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ПИСАНОЙ ИКОНОЙ

Сохранность икон в значительной мере зависит от условий, в которых они находятся. Икона — это своего рода живой организм, состоящий из нескольких частей, которые взаимодействуют между собой и изменяются со временем.

 

 

 

Где поместить икону

 

 

Нормальные условия хранения икон: температура +17-20 °С, влажность 45-55%. Впрочем, не столь опасно небольшое отклонение от этих показателей, сколь их частое и резкое изменение. А такие изменения происходят постоянно: в пустом храме воздух намного холоднее и суше, чем в заполненном народом, открытые окна и двери также резко меняют характеристики внутренней атмосферы.

 

Поэтому образ лучше всего поместить в киот — специальный застекленный шкафчик, где создастся микроклимат, оберегающий икону от вредных воздействий. Киот должен соответствовать основным правилам: например, икона не должна прижиматься ликом к стеклу. Если нет возможности поместить все иконы в киоты, необходимо как минимум защитить их от нагревания от лампад и свечей, брызг масла и воска и уже упоминавшихся выше сквозняков.

 

Соответственно, не стоит помещать писаные иконы около окон, кондиционеров, отопительных приборов. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, отчего она коробится и трескается, паволока отстает от основы, а красочный слой шелушится. Длительное попадание на образ прямых солнечных лучей также недопустимо.

 


 

От чего защищать икону

 

 

Ни в коем случае нельзя хранить икону в помещении, зараженном жучком-точильщиком. О его присутствии свидетельствуют отверстия, проделанные жучком в стенах и мебели. Жучок нападет и на икону и может превратить ее в труху за 1-2 года.

 

Помещая икону в храме, следует предвидеть, что прихожане будут прикладываться к ней. Частые прикосновения влажных, а тем более покрытых помадой губ разрушительны для образа: лак (особенно олифа) и краска со временем просто «съедаются». Поэтому стоит прикрыть образ стеклом. В некоторых храмах используют узкую полосу стекла или прозрачного пластика, который закрывает только нижнюю часть иконы. Это решение неоднозначно: в образовавшемся «кармане» со временем накапливается грязь. Так что лучше все же предпочесть полноценный киот.

 


 

Как не надо ухаживать за образом

 

 

Воздействие на икону следует по возможности минимизировать. Нельзя протирать образ никакими веществами, даже водой, в т.ч. и святой, а также маслом. Любые жидкости проникают в грунт и краску, разрушая их. Чистящие средства еще вреднее — они уничтожают изображение, так что икона, побывавшая в руках «ревнителей не по разуму», со временем напоминает образ, пострадавший от рук гонителей. Снимать пыль можно только в случае, если красочный слой не осыпается, специалисты рекомендуют делать это сухой беличьей кистью.

 

Ни в коем случае нельзя пытаться «подреставрировать» икону самостоятельно или поручать это художникам, не имеющим квалификации реставраторов. Процесс создания иконы отличается от написания обычной картины, а реставрация — от выполнения нового образа.

 


 

Неумелое вмешательство

 

 

Доска, паволока, красочный слой у новой иконы более подвижны, чем у старинной. Они находятся в процессе высыхания, усадки. Впрочем, и древний образ может «заболеть» — заразиться жучком-короедом, может треснуть доска или начать осыпаться красочный слой. Поэтому икону надо оберегать от сквозняков, излишней влажности или сухости воздуха, перепадов температуры может погубить образ, так что исправить ошибку будет невозможно. Икона — это святыня, а потому на нас лежит ответственность за бережное отношение к ней. Нерадение или скупость может повлечь гибель образа.

 

Не стоит также рассчитывать, что икона обновится сама. Такие случаи происходят по особому Промыслу и милости Божией, нам же заповедано не искушать Господа Бога своего и делать все от нас зависящее для выполнения своего долга.

 


 

Елена Вишковская

 

Журнал «Благоукраситель», № 34, лето 2012 г.

 

 



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

КИОТ

КИОТ

  • 03-окт-2015, 14:23

Если вы хотите помочь проекту