image

Присутствие древней иконы в храме, даже если она вернулась в него после длительного пребывания вне церковных стен, создает особую атмосферу, чувство приобщенности к древней церковной традиции. Некоторые образы даже называют намоленными.

Нередко иконы возвращаются в больном, разрушенном виде, и если не уделить должного внимания организации их хранения, проведению срочной консервации, то их можно навсегда потерять.

Поэтому при нашем храме возникла маленькая реставрационная мастерская. О произведенной реставрации некоторых икон мы уже сообщали. Сейчас в работе находятся восемь. О ходе реставрации одной из них — Богоматери «Всех скорбящих Радость» — нам расскажут сами реставраторы.

 

Икона поступила в аварийном состоянии: доска разошлась на три части, находящиеся в подвижном состоянии. Живопись частично была утрачена, сильно загрязнена, вдоль центральной части почти не имела связи с разошедшимися под ней досками.

Чтобы остановить разрушение, были проведены экстренные мероприятия: укреплен живописный слой, склеены доски, вставлены новые шпонки по торцам, т.е. создана прочная древесная основа и предотвращена осыпь живописи.

Далее началась реставрация иконы по восстановлению ее первоначального облика: подклеен живописный слой к доске, подведен новый реставрационный грунт в местах утрат левкаса, удалены загрязнения с живописи и старая потемневшая олифа. Наибольшую сложность вызвало удаление загрязнений с чеканного золоченого фона. Следующим этапом будет восстановление иконографических деталей и золоченого чеканного орнамента через тонирование.

Причиной обширных утрат, которые понесла икона, явилось ее неправильное хранение, а также удары, многочисленные царапины на ликах святых, Младенца Христа и Богоматери.

Для восстановления цельного образа данной иконы возникла необходимость детального ознакомления с историческим развитием иконографии Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих Радость» относится к 1683 году. Особенностью иконографии является самое большое количество изводов среди других богородичных икон. В свою очередь, изводы также претерпевали изменения, что было связано со вкусами благочестия XVIII-ХIХ веков. Иконографический образ в России складывался под западноевропейским влиянием. Почти одновременно возникло несколько изводов. Наиболее устойчивые типы восходили к чудотворным иконам: московской из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке и петербургской из Тихвинской часовни у стеклянного завода. Образ из нашего храма ближе к московской чудотворной иконе.

Упомянутые чудотворные иконы отмечены исторической известностью и почитанием. Точные списки с московской иконы известны с начала XVIII в. Чтимая икона находилась с 1713 г. в специально устроенном для нее приделе. А в 30-х годах ХХ в. храм был закрыт, служба в нем возобновлена в 1948 году. Судьба образа в период закрытия достоверно неизвестна. Есть сведения, что, возможно, чудотворная икона изымалась, а та, что ныне находится в церкви, является списком, созданным во второй половине XVIII в.

Петербургская икона прославилась в 1888 году, когда во время грозы молния ударила в часовню, и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом. После посещения часовни в 1893 г. царской семьей, началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней. В 30-х годах ХХ века Скорбященская церковь была разобрана, часовня закрыта, а икона перенесена в церковь Святой Троицы («Кулич и Пасха»), где находится в настоящее время. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот образ надлежит именовать «Санкт-Петербургской иконой Божией Матери Всех скорбящих Радость с грошиками».

В чем отличие московской и петербургской икон? В первом случае присутствует изображение Богоматери с Богомладенцем на левой руке, во втором — Богоматерь без Младенца, Она простирает руки над страждущими. И в том, и в другом варианте Богоматерь выступает как Предстательница, Заступница, Утешительница скорбящих в земной жизни.

На иконах Богородицу окружают фигуры людей, обуреваемых различными житейскими страстями — болезнями, нуждами душевными и телесными. Здесь же присутствуют изображения ангелов, но не грозных ангелов небесного воинства, а ангеловхранителей. История почитания этих икон, в отличие от многих великих богородичных святынь русского народа, не была связана с заступничеством в годы тяжких смут, лихолетий, с военными походами, но с каждодневными молитвами человека об избавлении от болезней и страданий. В Петербурге под покровом именно этой иконы были впервые устроены больница и богадельня с отделением для подкидышей. Эта традиция распространилась и на другие города, где также под покровом образа Богоматери «Всех скорбящих Радость» строились больницы, возводились странноприимные дома. Изображения страждущих существуют во множестве вариантов, они предстают обращенными в молении к Богородице. В различных изводах этого образа очень отчетливо читается тема моления. На московской чудотворной иконе и на нашем храмовом образе вместе со скорбящими молитвенно предстоят Богородице избранные святые. Это усугубляет тему моления Пресвятой Деве о всех жаждущих облегчения в своих недугах душевных и телесных.

Одним из завершающих этапов реставрации будет уточнение иконографических деталей: выявление конкретных личностей изображенных святых, восстановление всех надписей.


Е.Геронимус-Печенежская, Н.Чиркова

Выражаем особую благодарность фотографу Фирсову Александру,

а также выпускнице ПСТГУ Тарасян Ж.А. за предоставленную дипломную работу.


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 25-окт-2014, 09:26
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 21-окт-2014, 13:19
ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС

  • 28-май-2014, 09:07
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 19-фев-2014, 10:03

Если вы хотите помочь проекту