image

Московская школа иконописи XIV - 1 пол. XV веков.

Московская школа возникла на основе иконописи Владимиро-Суздальской Руси XIV - XV веков. Специалисты изучают древнюю живопись Владимиро-Суздальской Руси по остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и по единичным экземплярам икон, относящихся к еще домонгольскому периоду. Она отличается мягкостью письма и утонченной гармонией колорита. В московской живописи первой половины XV века несомненно существовали, как и в позднейшее время, различные художественные течения - местные и привнесенные извне (из Византии и от южных славян). Местная струя должна была восходить к архаическим традициям XIII века, и она доминировала до приобщения московского искусства к новшествам «палеологовского Ренессанса». С этим художественным направлением связано несколько произведений ранней московской иконописи, среди которых первое место следует отвести иконе Бориса и Глеба в Русском музее, возможно написанной еще на протяжении второго десятилетия XIV века. Расцвет Московской школы иконописи пришелся на XV - XVI века Она впитала традиции отечественных школ и южнославянских течении, основанных на византийском искусстве Ярким примером иконописи этого периода являются иконы «Спас Ярое Око» или «Спас Оплечный» из Успенского собора Московского Кремля. В этот период работали Феофан Грек, Андрей Рублев, который в полном расцвете творческих сил создал наиболее прославленное свое произведение - икону Троицы. В Московской школе был великолепно разработан оригинальный стиль изображения одежд человеческих фигур. Приходится только удивляться гармонии, которую создавали старые мастера, из, казалось бы, несовместимых слагаемых: четкой «математичности» линий абриса и прихотливой фантазии в изображении складок

Феофан Грек (1340-1410)* — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. эмигрировал из Византии, искусство которой после победы исихазма вступило к середине столетия в полосу застоя и кризиса. Живописец огромного темперамента, свободно обращавшийся с традиционными схемами и канонами, на Руси он нашел великолепную почву для своих творческих устремлений. Безусловно, Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, но он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий того времени. От Феофана осталось немного работ, хотя известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде и Москве, в том числе московский Благовещенский собор (в 1405 г.), где он трудился вместе с Прохором из Городца и Андреем Рублевым. До нас дошли роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378; расчищена не полностью), иконостас Благовещенского собора и икона «Донской Богоматери»

(композиция «Успения Богоматери» на оборотной стороне иконы, очевидно, также принадлежит Феофану). Искусство Феофана Грека глубоко индивидуально. Его образам присущи волнение и страстные порывы

Андрей Рублев(около 1360-1370 - около1430 гг.) - русский живописец,создатель московской школы иконописи,наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века. Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Иконописец продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства.Сильное воздействие на него, несомненно,оказало творчество Феофана Грека.Он наследует не только высокое техническое мастерство- для него, так же как для Феофана,иконопись - это«умное делание».И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве«мудрость жизни». На формирование мировоззрения иконописца большое влияние оказала атмосфера национального подъема второй половины XIV- начала XVвека, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Около 1408 года Рублев написал иконы, получившие впоследствии название«Звенигородский чин». Между1422 и 1427 годом - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.Тогда художник и написал икону«Троица». Наивысшее творческое достижение Рублева - икона«Троица». Ныне ее знают все- даже те, кто имеет самое приблизительное представление о русском искусстве.Ею гордится Третьяковская галерея как одной из своих драгоценностей.Художник создал эту икону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XVвека, незадолго до смерти, а расчищена она была только в 1904 году. В основе философского замысла «Троицы»- мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества.Художественное совершенство,с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону «Троица»в ряд бессмертных творений мирового искусства. «Троица»рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Художник воплотил в«Троице» свой идеал, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности.В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия,взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Из истории иконы

Из истории иконы

  • 03-янв-2020, 13:49

Если вы хотите помочь проекту