Иконография
Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение
праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский
период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова
относятся к IV веку.
Отличительными особенностями образов
Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение
сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не
возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с
Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как
исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли
господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.
1, 3).
Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана,
который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен
большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них
Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол,
осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит
Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.
Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о
Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой
она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от
прикосновения к Спасителю.
На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.),
служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция
Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В
этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по
сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем
плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф
сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда
будет изображаться с нимбом.
В целом иконография Рождества
Христова сложилась к VII столетию. После периода иконоборчества сюжет
будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном
искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции
становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в
пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в
различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться
изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения
пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если
об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1–12;
Лк. 2, 6–20), то письменный источник, на который ориентировались
художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен.
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение
пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов
вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с
самой Богоматерью).
На Руси образы Рождества были чрезвычайно
популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской
иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и
деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда
представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не
только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См.,
например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в
Новгороде.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует
отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету
уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в
паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга,
например на южной и северной стенах. Это символическое
противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для
жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В
Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в
руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца.
Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве,
Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в
храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они
иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до
вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.
Рассмотренные нами
лишь некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с
каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им
было не только представить евангельскую сцену «исторически», в
соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким
символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных
деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления
изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.
1. Рождество Христово, греческая икона XVI века.
2. Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля.
3. Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век.
4. Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
5. Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия.
6. Трон Максимиана.Фрагмент в Архиепископский музей в Равенне.
7. Поклонение волхвов и пастухов. Прорись ампулы. Палестина. VI-VII в. Собрание собора г. Монцы, Италия
8. Поклонение волхвов. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана. Фрагмент.
9. Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.