21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.
В
православии Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу
двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника»
(festum).
Иерусалимская,
Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская
грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые
иные празднуют Рождество Богородицы по юлианскому календарю (старому
стилю) — 8 (21) сентября. Католическая церковь, Элладская и ряд иных
поместных православных церквей празднуют его по григорианскому календарю
(новому стилю) — 8 сентября.
АННА
– бабушка Иисуса давно забыла про пророчество Симеона. Дети, дела,
хозяйство, быт - жизнь шла своей обычной чередой. Иоаким и Анна
считались в Назарете благополучной семейной парой среднего достатка. Они
держали домашний скот - коз, коров, лошадей, быков. И большое стадо
овец. Помимо этого, Иоаким владел небольшой маслобойней, на которой
изготовлялись сметана, творог, масло. Несмотря на преклонный 60-летний
возраст, Иоаким по-прежнему много работал, стараясь везде успеть по
хозяйству.
Вдруг случилось неожиданное - его жена Анна снова
забеременела. В 54 года! Просто чудо какое-то! И только сейчас Анна
вспомнила про Симеона! Она рассказала всем своим близким - мужу, детям,
родственникам - о сделанном ей в детстве пророчестве: что она
забеременеет в 54 года и умрет при родах, и появившегося ребенка надо
назвать Марией, и эта девочка потом станет матерью Иисуса - Мессии,
который будет много страдать и принесет новую веру в этот мир.
Близкие
Анны оказались просто в замешательстве. Что за пророчество, откуда,
какой Мессия, неужели Анна действительно умрет, как же так, а кто же
тогда будет воспитывать ребенка?
Иоакиму было уже 60 лет, и он вряд
ли сможет в одиночку вырастить девочку. Дети тоже вряд ли смогут помочь
- у них у всех семьи, у самих у каждого семеро по лавкам сидят. У
старшей дочери Марии пять детей - трое сыновей и две дочери. У другой
дочери Анны - шестеро. У сына вообще восемь детей.
В те времена
многодетность была обычным явлением. И никто из родственников маленькую
Марию не смог взять к себе. И тогда Анна вспомнила про свою дальнюю
родственницу Елизавету. Мать Елизаветы приходилась троюродной сестрой
матери Анны. У Елизаветы и ее мужа Захарии не было собственных детей,
поэтому они согласились взять к себе Марию.
В 20 г. до н.э. 21
июля утром в 6 часов родилась МАРИЯ, мать Иисуса. Анна не перенесла
тяжёлых родов, умерла, как и было предсказано Симеоном. Ребёнок был
очень болезненным, и не было уверенности, что девочка выживет без молока
матери. Поэтому Иоаким записал в семейные родословные списки свою дочь
только тогда, когда опасность ранней смерти миновала, т.е. ровно два
месяца спустя – 21 сентября. Эта дата и стала считаться днём рождения
Марии.
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково
придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме
Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.
Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около
Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают
по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На
православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его
есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря
сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и
построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся
древние подземные помещения. Многие младенцы, родившиеся за три дня до 21 июля и 21 сентября, часто бывают одарёнными детьми, и все они находятся под покровительством Девы Марии.
21
июля сама природа радуется и празднует рождение Девы Марии – воздух
наполнен пьянящими запахами лета и солнца, у всех людей поселяется в
душе лёгкость необыкновенная, с утра все просыпаются с хорошим
настроением, предчувствуя, что сегодня должно произойти нечто
необыкновенное.
Рождество Богородицы – это праздник вселенской радости, как об этом и поется в праздничном тропаре (глас 4):
«Рождение Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей Вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш.
Он снял проклятие и дал благословение;
Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь».
В
восточной иконографии Рождества Богоматери чаще всего изображается
момент поднесения новорожденной Марии к груди матери Анны, лежащей на
постели в окружении повивальных бабок и домочадцев. Подробно
иллюстрируют историю Рождества Марии замечательные в своей чистоте и
наивности фрески Джотто ди Бондоне (капелла Скровеньи в Падуе, 1304-1306
гг.).
Елизавета и Захария взяли Марию к себе в дом. Жили они в
городе Тарихея на берегу Галилейского озера, недалеко от того места, где
река Иордан вытекает из озера. От Тарихеи до Назарета было примерно 20
километров. Мария с возрастом становилась всё больше и больше похожей на
свою мать, но с некоторыми отличиями. У Марии были волнистые волосы и
голубые глаза с восточным разрезом...
Собор Рождества Богородицы в Суздале
Как
и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно
позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской
империи приписывают предположительно императору Маврикию в кон. VI или в
начале VII в.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой
Богородицы встречается в V в. на Востоке в словах святого Прокла,
архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в
сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Но все эти упоминания
являются недостоверными. Слова лишь приписаны Проклу, а сакраментарии
написаны лишь в VIII в. и естественно не принадлежат Геласию. В
месяцесловах начала V в. нет ни одного Богородичного праздника. По
мнению автора статьи англоязычной Католической энциклопедии (1913 год)
первое упоминание о празднике Рождества Богородицы это гимны Романа
Сладкопевца, написанные в период с 536 по 556 год. Появление праздника
связано, вероятно всего, с усилением почитания Богородицы после
Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник возник,
по-видимому, в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и
очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние
церкви.
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в
латинских источниках VII в., праздник не был распространён на Западе и
не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII вв. Лишь на Лионском
соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной
для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для
праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
Народные традиции
У восточных славян день посвящён собранному урожаю, плодородию и
семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы:
жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния
семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу
(Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт
благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В
некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую
субботу.