Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика - изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты)
Главный купол. Схема размещения мозаик:
Главный алтарь. Схема размещения мозаик:
Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно "небесной иерархии", которая отвечала иерархии феодального общества.
Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.
В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.
Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора:
Христос - в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.
Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской:
В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась лишь верхняя часть фигуры Павла. Из четырех изображений евангелистов на парусах, поддерживающих купол, целой осталась фигура Марка на юго-западном парусе. Марк сидит на стуле перед раскрытым Евангелием. В правой руке он держит перо, в левой - свиток. На нем хитон серо-белого цвета и красивый пурпурный плащ. Здесь применена также зеленая, желтая и золотая смальта, что значительно обогащает общий колорит композиции.
Мозаика "Евангелист Марк". Фрагмент. Юго-западный парус:
Мозаика "Евангелист Иоанн". Фрагмент:
От остальных мозаичных изображений евангелистов до нас дошли только небольшие фрагменты. Среди них очень интересное изображение маленького столика с письменными принадлежностями на юго-восточном парусе (фрагмент композиции "Евангелист Матфей").
Мозаика "Евангелист Матфей". Фрагмент столика:
Непосредственно под арками, поддерживающими центральный купол, в древности находилось четыре мозаичных медальона. От них сохранились лишь два - с изображениями Христа-священника над восточной аркой и богоматери - над западной.
На северной и южной подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников.
На столбах предалтарной арки (над иконостасом) - мозаичная сцена "Благовещение": слева - архангел Гавриил, справа - дева Мария.
Мозаика Софии Киевской "Благовещение". Архангел Гавриил. Столб предалтарной арки:
|
Мозаика Софии Киевской "Благовещение". Дева Мария. Столб предалтарной арки:
|
Обе части композиции очень красивые по колориту. Гавриил в белом наряде с зеленоватыми, пурпурными и черными оттенками. Звучание белого цвета усиливают красные сандалии, жезл и полосы (клавы) на руках. На Марии одежда глубокого синего цвета, оживленная золотом на рукавах и концах мафория*. С синевой одежды контрастируют красные сапожки и пряжа в руках богоматери.
Над аркой алтаря размещена композиция "Деисус" - три медальона с погрудными изображениями Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Мозаика Софии Киевской Деисус, диаметр боковых медальонов 0,85 м, центрального медальона 0,9 м. XI-XVII века.
Мозаика "Деисус". Алтарная арка:
Мозаика "Деисус". Фрагмент. Христос. Алтарная арка:
Мозаика "Деисус". Фрагмент. Богоматерь. Алтарная арка:
Мозаика "Деисус". Фрагмент. Иоанн Креститель. Алтарная арка:
В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.
Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской :
Под Орантой - многофигурная композиция "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов. В центре - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос - в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
Мозаика Софийского Собора "Евхаристия". Главный алтарь:
Мозаика "Евхаристия". Фрагменты:
Мозаика "Евхаристия". Фрагмент: Христос; Фрагмент: Ангел:
Мозаика Софии Киевской "Евхаристия". Фрагменты:
Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.
Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему прислуживают ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.
Изображение причащающихся апостолов получает широкое распространение в X—XI веках. В «Евхаристии» Софийского собора представлена уже развитая иконография этого сюжета.
Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.
Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже. Трое крайних левых апостолов в софийской «Евхаристии» крайне сложны для атрибуции, к единому мнению, кто здесь изображен, исследователи так и не пришли. Две фигуры, крайние справа, не сохранились — во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками. Предположительно, это апостолы Варфоломей и Фома.
«Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софийского собора. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.
В нижнем ярусе апсиды изображены "отцы церкви" ("Святительский чин") - святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур). Тонкий рисунок, богатая и разнообразная цветовая гамма, целостность и завершенность композиции делают "Святительский чин" одним из самых высоких образцов древнерусской монументальной живописи. Лица святителей наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особенно показательна голова Иоанна Златоуста (в правой части композиции).
Мозаика Софии Киевской "Святительський чин". Фрагменти. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Иоанн Златоуст. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Василий Великий. XI ст. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Архидиакон Лаврентий. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Святитель Григорий Нисский. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Святитель Григорий Богослов. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Святий Климент папа Римский. Главный алтарь:
Мозаика "Святительський чин". Фрагмент. Святитель Епифаний. Главный алтарь:
Аарон. Мозаика 11 ст. Главный алтарь:
Мозаика Христос-Иерей:
Мозаика Апостол Павел:
Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов.
При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34, красно-розовый - 19, золотой - 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.
Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).
Во время реставрационных работ в Софийском соборе мозаики очищены от грязи и укреплены в местах отслоения штукатурной основы. Мозаики главного купола и алтаря Софийского собора гармонично сочетаются с фресковой росписью.