Икона
глубоко символична. Эта символичность простирается не только на ее
восприятие, но выражается даже в том, как она создается и как к самому
процессу ее создания относятся иконописцы.
Понятие «икона» неразрывно
связано с особой техникой ее создания, традиции которой восходят к
глубокой древности. Строгое соблюдение техники на протяжении многих
веков во многом обеспечило жизнестойкость самого понятия иконы. Самые
ранние дошедшие до нас иконы датируются VI в. Написаны они в технике
энкаустики*, красками на основе пчелиного воска. Восковые краски давали
мастеру возможность писать густыми мазками, которые он выкладывал
подобно тому, как мозаичист работал с кубиками смальты, добиваясь
импрессионистической свежести изображения. Эта античная техника была
утрачена за время иконоборческих гонений и более не возродилась. С
победой православия к священным изображениям стали предъявлять иные
требования. Образ отныне должен был не столько поражать «иллюзией
жизни», сколько показывать человека обóженного, одухотворенного. Для
этой цели как нельзя лучше подходила наследница античной энкаустики —
темпера. Темпера строже, аскетичнее энкаустики. Она требовала от мастера
неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой
нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем,
чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное
«раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на
доске в немеркнущих красках темперы. Каждый слой имел свое место в
системе: сначала санкирь (темные охры), затем постепенное высветление
«плавкой», «охрением», «подрумянкой». Самые верхние слои писали
крупнозернистыми пигментами. Свет, проходя сквозь эти крупные кристаллы,
наполнял образ таинственным светом, словно идущим из глубины познавшего
Бога сердца.
* Энка́устика
(от др.-греч. ἐγκαυστική — выжигание) — техника живописи, выполняется
расплавленными красками. Темпера — разновидность энкаустики.
В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.