image

КАКИМИ КРАСКАМИ ПИШУТСЯ ИКОНЫ?

Понятие "икона" неразрывно связано с особой техникой ее создания, традиции которого восходят к глубокой древности. Строгое соблюдение техники на протяжении многих веков во многом обеспечило жизнестойкость самого понятия иконы.

Икона глубоко символична. Эта символичность простирается не только на ее восприятие, но выражается даже в том, как она создается и как к самому процессу ее создания относятся иконописцы.
Понятие "икона" неразрывно связано с особой техникой ее создания, традиции которого восходят к глубокой древности. Строгое соблюдение техники на протяжении многих веков во многом обеспечило жизнестойкость самого понятия иконы. Самые ранние датируются VI в. Написаны они в технике энкаустики ((от др.-греч.ἐγκαυστική - выжигание) техника живописи расплавленными краскоми. Ее разновидность - темпера) красками на основе пчелиного воска.
 Восковые краски давали мастеру возможность писать густыми мазками, которые он выкладывал подобно тому, как мозаичист работал с кубиками смальты, добиваясь импрессионистической свежести изображения. Эта античная техника была утрачена за время иконоборческих гонений и более не возродилась. С победой православия к священным изображениям стали предъявлять иные требования. Образ отныне должен был не столько поражать "иллюзией жизни", сколько показывать человека обоженного, одухотворенного. Для этой цели как нельзя лучше подходила наследница античной энкаустики - темпера.
Темпера строже, аскетичнее энкаустики. Она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное "раскрытие" образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.
Каждый слой имел свое место в системе: сначала санкирь (темные охры), затем постепенное высветление "плавкой", "охрением", "подрумянкой". Самые верхние слои писали крупнозернистыми пигментами. Свет, проходя сквозь эти крупные кристаллы, наполнял образ таинственным светом, словно идущим из глубины познавшего Бога сердца.

 


Дмитрий Трофимов,
Руководитель творческих мастерских "Царьград"



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 25-окт-2014, 09:26
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 21-окт-2014, 13:19
КАК ПИСАЛИ ИКОНЫ

КАК ПИСАЛИ ИКОНЫ

  • 15-май-2014, 18:00
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 19-фев-2014, 10:03

Если вы хотите помочь проекту