Церковь
рассматривает икону как особую форму откровения Божественной
реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего
души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы и спрашивается у
Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся
недуги исцеляти». Согласно православному догмату
иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь,
воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе
поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает,
что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному
только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого
она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем
более икона соответствует церковному канону».
Все канонические
иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и
смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых
знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро –
вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.
История
Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся
чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы
Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным
основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило
удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление
болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь
предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь
Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует
обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или
поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении
(Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская,
Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило
благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская,
Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или
оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).
От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы,
миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская,
Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило из
нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню.
Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая»,
Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская,
Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская,
«Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская,
«Знамение"-Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как
знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия
Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре
года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими
дивными чудесами, описанными святителем Димитрием Ростовским в книге
«Руно Орошенное». В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним из
очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название
«Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что
подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало
тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».
Церковному
преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще
в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки
Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII
Вселенским Собором. В ХIII веке после усердной молитвы блаженного
Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе
Благовещения («Устюжского») потекло миро – знамение совершившегося над
городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от
десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ «Похвалы
Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но, когда икона
покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой
седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре
Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на
Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь
храм наполнился благоуханием. В 1848 году, в Москве в доме полковника
Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной
иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели
капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали.
Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ
пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.
Само
по себе мироточение не было событием, на основании которого икона
считалась чудотворной. Обычно она обнаруживала свою исцеляющую силу по
молитвам перед ней до или после мироточения, которое лишь указывало на
избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно
для исцеления душевных и телесных недугов (совершенно подобно чудесному
миру от мощей св. угодников). Это свойство вошло даже в определение
понятия, данное в «Полном церковнославянском словаре»: «Мироточивый –
источающий чудотворное миро во исцеление болезней». Слово «миро» имеет
несколько значений. Одно из них обозначает искусственный состав из
различных благовонных веществ, который после освящения употребляется в
церковном таинстве миропомазания. Другое значение – маслянистая влага,
образующаяся сверхъестественным образом на иконах или святых мощах.
Лабораторные анализы показывают, что это жидкость органического
происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она
возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования
влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые
настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на
ней «из ничего». В широком смысле слова в современной литературе под
мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и
священных предметах.
Для прославления образа чудесами не имеет
значения, древний он или новый, «намоленный» или нет, из какого
материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками
написан. Так, в XIX веке Тихвинская икона в селе Павловском была явлена
народу по особому откровению Матери Божией, велевшей поновить
изображение. Церковный староста, которому образ показался обветшавшим и
неблаголепным, не почтил его и был наказан за это Владычицей.
Впоследствии икона, уже прославившаяся исцелениями, была арестована
московской консисторией как «неправославная», но вызволена благодаря
вмешательству митрополита Филарета и после исправления изображения
возвращена на прежнее место.
Нередко возникает вопрос, почему
становятся чудотворными и неканонические, в живописном или
«академическом» стиле написанные иконы? Размышляя над этим фактом,
известный знаток иконописного искусства Л.А.Успенский говорит:
«Установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека.
Чудеса бывают по милосердию Божию и в нарушение церковных канонов. Но
чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз
оно и чудо, что выходит из нормы».