image
Многими своими достижениями техника масляной живописи обязана лакам. С началом их использования, как считает целый ряд специалистов, связано происхождение и развитие масляной живописи.

По своему составу применяемые в живописи лаки весьма разнообразны. В прошлом многие художники использовали лаки собственного приготовления.
В настоящее время промышленностью выпускаются лаки в основном двух видов: смоляные и масляно-смоляные. Первые представляют собой раствор смолы в летучем растворителе, они образуют прочную эластичную пленку в результате испарения растворителя. Вторые, где растворителем служит масло, высыхают и образуют пленку в результате окисления и полимеризации масла.

Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.

Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.

Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.
Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.
В настоящее время в продаже бывают различные лаки для живописи. Даммарный лак представляет собой раствор смолы даммары в пинене. Применяется в основном в качестве добавки в масляные краски, образует прозрачную, почти не желтеющую масляную пленку, но со временем может немного помутнеть.

Мастичный лак состоит из раствора смолы мастикс в пинене, применяется как для добавки в краски, так и для покрытия законченных картин и лессировок. Мастичным лаком можно покрывать также работы, исполненные темперой. Пленка мастичного лака в отличие от даммарного слегка желтеет, но зато не мутнеет.
Фисташковый лак представляет собой раствор смолы-бальзама в пинене и применяется только как добавка к масляным краскам, придает им большую сцепляемость с грунтом, насыщенность цвету,образует эластичную, медленно высыхающую пленку. Копаловый лак получают в результате сплава смолы копала с рафинированным отбеленным маслом, разбавленным пиненом. Приме няется в основном для добавки в краски.

Лессировки и покрытие лаком законченных работ следует производить после полного просыхания красочного слоя, на которое в масляной живописи в среднем уходит около одного года. Темперу можно покрывать лаком значительно раньше - примерно через два- три месяца после окончания работы.
Хранить лаки рекомендуется в плотно закрытых сосудах в темном месте.

В технике живописи широко применяются лаки. Лаками принято называть растворы смол или растворы смол и масел в летучих растворителях, которые, будучи нанесены на какую-либо поверхность, способны после улетучивания растворителя образовывать прочную пленку. В технике живописи применяются лаки смоляные и смоляно-масляные.
Смолы являются необходимой составной частью лаков. В течение многих веков смолы являлись непревзойденными по качеству пленкообразующими.

По происхождению смолы делятся на две категории: природные и синтетические. Большинство природных смол добывают в странах с тропическим климатом. Ряд растений, главным образом хвойных, при естественных или искусственных повреждениях внешней оболочки (коры) выделяет жидкости, которые под влиянием света и окислении кислородом воздуха превращаются в смолообразные вещества различного вида и твердости. Некоторые смолы («молодые», «свежие») собирают непосредственно с деревьев или добывают из земли (ископаемые). Ископаемые смолы – это смолы некогда произраставших деревьев, в течение тысячелетий пролежавшие в земле и в результате произошедших изменений их химического состава получившие высокую стойкость и механическую прочность.
Из природных смол для живописи применяются даммара, мастикс, копал, янтарь.

Наиболее высококачественными смолами являются ископаемыми смолы – копалы. Копалы представляют собой твердые вещества в виде кусков различной формы, цвета и прозрачности, отличающиеся высокой температурой плавления. Копаловый лак является смоляно-масляным лаком. Он представляет собой сплав копала с рафинированным и отбеленным льняным маслом, разбавленный растворителем. Приготовление копалового лака - довольно сложный процесс, требующий большого умения и навыков. Копаловый лак применяется для покрытия готовых работ. После высыхания пленка копалового лака «необратима», т.е. не растворяется в органических растворителях.

Высокими качествами для производства лаков обладает также ископаемая смола – янтарь. Янтарь представляет собой продукт ископаемых растений и добывается, в основном, на побережье Балтийского моря в районе Калининграда. Янтарный лак является смоляно-масляным лаком. Он образует глянцевое покрытие с высокой атмосферостойкостью, твердостью, стойкостью к действию органических кислот. В России до революции янтарный лак выпускался в промышленных масштабах и широко использовался русскими художниками.

В настоящее время копаловый и янтарный лаки в промышленных масштабах не производятся из-за сложности технологических процессов их изготовления, дефицита и дороговизны сырья.
Даммара – смола, собираемая с деревьев семейства Dipterocarpaceas, преимущественно на островах Малайского архипелага. Смола даммара свободно вытекает из трещин и надрезов в коре дерева. Встречается в виде кусков различной величины от бесцветных до черных. Наиболее распространена бесцветная или слегка желтоватая смола. Именно такая смола используется в приготовлении даммарного лака. Даммарный лак представляет собой раствор смолы даммары в пинене или скипидаре. Применяется для добавления в масляные краски и для покрытия законченных произведений. Пленка даммарного лака не склонна к пожелтению, при нагревании, даже слабом, она размягчается и приобретает незначительную липкость.

Мастикс – смола, добываемая с деревьев вида Pistacia lentiscus, растущих на средиземноморском побережье. Собирается мастикс посредством надрезов в коре дерева и на его ветвях, из которого смола вытекает в виде капель, напоминающих по своей форме слезы. Наилучшей считается смола с острова Хиос (Греция). Мастикс имеет приятный запах и вкус (можно использовать в качестве жевательной резинки). Мастичный лак представляет собой раствор смолы в пинене или скипидаре. Применяется как добавка к масляным краскам. Может быть использован в качестве средства протирки промежуточных слоев (при разбавлении пиненом) аналогично ретушному лаку. Мастичный лак с успехом применяется и для покрытия законченных живописных работ.

Помимо вышеперечисленных смол, в лаках для живописи используются так называемые терпентины. В свежем состоянии терпентины представляют собой только что вытекшие из дерева густые, липкие, прозрачные жидкости - живицы. Застывшая на поверхности ствола живица предохраняет древесину от проникновения короедов, грибов и др., "заживляет" рану (отсюда название). Живицы состоят главным образом из смоляных кислот и скипидара. Добывают терпентины посредством подсочки (надрезов в коре) хвойных деревьев. При соприкосновении с воздухом терпентины становятся густыми вследствие испарения из них скипидара, а также окисления смоляных кислот кислородом воздуха. Из современных природных терпентинов в лаках для живописи используются пихтовая живица и кедровый бальзам.

Лаки пихтовый и кедровый, представляющие собой растворы соответствующих живиц в пинене или скипидаре, используются как добавки к масляным краскам.

По назначению художественные лаки можно разделить на две основные группы:
- Лаки для живописи, вводимые в красочную пасту, а при многослойной живописи также и для промежуточных нанесений (в разбавленном виде). Для этих целей используются лаки даммарный, мастичный, пихтовый, кедровый.
- Лаки покрывные, для нанесения на законченные произведения живописи – янтарный, копаловый, мастичный, даммарный, акрил-фисташковый, акрил-стирольный.

Введение в масляную краску лака для живописи сказывается положительным образом. Это объясняется тем, что входящие в состав лаков смолы не подвержены таким физико-химическим изменениям, как высыхающие масла. Введенная в краску вместе с лаком смола становится как бы скелетом образовавшейся красочной пленки. Благодаря этому при образовании красочной пленки и ее старении не происходит такого объемного сжатия, как при употреблении в качестве связующего одного масла. Это положительно отражается на уменьшении сморщивания, «пожухания», потускнения, на сохранении яркости и чистоты цвета, на большей силе и глубине тонов живописных красок, содержащих смолы. Однако, количество введенной смолы во избежание хрупкости красочного слоя не должно быть чрезмерным.

Покрывные лаки применяют для покрытия законченных произведений в технике масляной живописи.
Нанесением покрывного лака создают на поверхности живописного произведения защитную пленку, предохраняющую красочный слой от действия влаги, газов, пыли и в определенной степени от действия солнечных лучей. Одновременно покрывные лаки улучшают оптические свойства красочных полотен. Они восстанавливают утраченную яркость и глубину тонов масляных красок.
Картину покрывают лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В этот период рекомендуется предохранять живопись от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из выпускаемых в настоящее время покрывных лаков: акрил-фисташковый, акрил-стирольный, мастичный, даммарный. Лучшими современными покрывными лаками считаются акрил-фисташковый и акрил-стирольный. Эти лаки имеют в своей основе синтетические смолы: акрил-фисташковый лак - полибутилметакриловую смолу, акрил-стирольный лак - полибутилметакриловую смолу и стирол-акрилатный сополимер. Пленки этих лаков обладают хорошей эластичностью, значительно превосходят по своим физико-химическим свойствам пленки мастичного и даммарного лаков и сохраняют свои свойства в течение длительного времени.

Перед нанесением лака картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. После нанесения лака картину выдерживают в горизонтальном положении до испарения растворителя лака.
Для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев применяется ретушный лак. В составе ретушного лака - смола даммара, растворители и пластификаторы.

Для закрепления рисунков, сделанных карандашом, углем и пастелью, применяется лак фиксатив. Он представляет собой раствор синтетической смолы (поливинилацетата) в спиртах. После высыхания дает прочное бесцветное покрытие. Создание защитной пленки на поверхности произведения позволяет удалять с него пыль при помощи влажного ватного тампона. Лак фиксатив можно применять для фиксирования работ карандашом и пастелью на бумаге, а также для закрепления рисунка углем на грунтованном холсте. Лак-фиксатив наряду с прочным закреплением обеспечивает одновременно и полную сохранность цвета.
 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

АЗУРИТ

АЗУРИТ

  • 07-янв-2016, 10:58
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 25-окт-2014, 09:26
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 21-окт-2014, 13:19
ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

ИЗ ИСТОРИИ ИКОНЫ

  • 19-фев-2014, 10:03

Если вы хотите помочь проекту