«Современные иконописцы должны связать разорванную нить русской иконной культуры», - сказал на вернисаже выставки «Радость открытия» известный реставратор икон Александр Ренжин. Более полусотни экспонатов из своей личной коллекции он представил в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, который в народе называют просто «музеем на Делегатской». В камерном зале, более напоминающим палехскую шкатулку, размещена экспозиция древнерусских икон, найденных мастером на чердаках заброшенных и полуразрушенных домов, купленных на чёрных рынках, спасённых от пожара и уничтожения и с любовью отреставрированных и возвращённых не только верующим, но всем, для кого духовность стала неотъемлемой частью жизни.
Иконы воспитывают человека, убеждён Александр Ренжин, более 30 лет занимающийся своей подвижнической деятельностью. По его словам, даже те люди, которые поначалу занимались продажей икон и ничего, кроме долларов, в глазах у них не читалось, с годами становились большими почитателями православной иконы. Эту мысль ярко иллюстрирует экспозиция выставки, центром которой Александр Ренжин выбрал четырёхчастную (из четырёх частей) икону рубежа XVII – XVIII веков. Все её четыре сюжета связаны с образом Богородицы: Богоматерь Одигитрия, Сретение Господне, Богоматерь Боголюбская и Явление Богоматери Преподобному Сергию. Реставрация этой большой иконы пока не завершена, она остаётся на половину чёрной от олифы и наслоений времени, поэтому люди могут убедиться, как сложен путь к очищению всего иконного полотна и как благодатен труд мастера, открывающего такие пронзительные лики Той, которая явила миру христианскому своего Сына – Спасителя.
Экспозиция объединяет иконы, написанные разными школами иконописцев: есть в ней и Палех, и Мстёра, и Северная школа, и Новгородские, Вологодские земли, и Поволжье, и Москва. Три палехских иконы 18 века, выложенные в одной витрине – Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы и Сретение Господне – имеют нетрадиционную, оваловидную форму и выгнуты, напоминая медальоны. Интересна редкая икона Моление о Чаше, она изготовлена в форме тевтонского щита, а фон её – нежно-салатовый – как будто снижает уровень трагизма самой молитвы, подчёркивая тем не менее её необходимость для воина.
Русский Север представлен иконой Пророка Моисея – крупный план, открытый лик, высокое чело, во взоре – мощность Веры. Быть может, с молитвой к нему шли в полярные снега, открывая Русскую Арктику, Семён Дежнёв, Георгий Седов, Юлий Шокальский, Дмитрий и Харитон Лаптевы. Больших размеров икона «Спас в силах» также является образцом Северной школы. Но более всего в экспозиции икон, посвящённых Пресвятой Богородице, Заступнице грешных. Среди них и письмо XV, и XVI, и XVII веков. Неизменны боль и скорбь на лике Царицы Небесной. Особенная икона была привезена из Ярославля – «Тихвинская» – она выполнена в чёрно-коричневых тонах, не традиционных для русской иконы. Её глаза, которые, ещё мгновенье, и прольются слезами, отяжелели от предчувствия горя за своего Сына. Столь же мужествен и тонок лик на иконах «Владимирской» (XVI век), «Корсунской» (XVI век), «Одигитрии» (XIX век).
Есть ещё одна интересная витрина на выставке: в ней представлена икона Богоматери, подаренная Императором Николаем II новгородскому купцу в 1913 году. Рядом – «Избранные святые» – семейная икона Императора Александра III. Надпись на иконе гласит: в честь мученической кончины Императора Александра II и ныне здравствующего Императора Александра III, 1884 год. В этой связи вспоминаются слова Александра Ренжина о разорванной нити иконописного искусства, которую должны восстановить современные мастера иконной культуры.
Икона – олицетворение духовности – передавалась из поколения в поколение, ею благословляли рождение детей и провожали в последний путь, вдохновляли воинов на ратные подвиги и молили о защите городов; икона сопровождала целые роды на протяжении всего жизненного пути, объединяя фамилии, и шире – народ, страну. Эта священная нить была жесточайшим образом разорвана в эпоху богоборчества, и теперь, с возрождением Православия, веры наших предков, восстанавливается и связь иконописного искусства. Реставраторы играют в этом благом деле одну из ведущих ролей. Об этом свидетельствует и выставка «Радость открытия» - это действительно радость увидеть своими глазами и пережить волнующие мгновения встречи с духовным наследием, которое досталось и нам всем, и тебе лично. Это наследие невозможно взвесить на земных весах – оно к нам приходит и остаётся в нас.
На выставке много добрых слов было произнесено о мастере-реставраторе Александре Ренжине. Особенно запомнился рассказ Анны Громовой – председателя наблюдательного совета Елизаветинско-Сергиевского общества. Она отметила, что Александр Васильевич на протяжении 25 лет собирал коллекцию исторических предметов и личных вещей Императора Николая II и в 2008 году пожертвовал её – а это 1 500 предметов (!) – Николо-Угрешскому монастырю, где был создан первый в России Музей Императора Николая II. К слову: монастырь получил своё название Николо-Угрешский в связи со следующим обстоятельством. Князь Дмитрий Донской, получив благословение от преподобного Сергия Радонежского на Куликовскую битву, испытал глубокое сомнение в правильности своего решения и, пребывая в задумчивости, увидел пред собой Николая Чудотворца, который «угреша» (согрел) его смятённое сердце. На том самом месте по велению князя и был возведён монастырь, названный в честь Святителя Николая, который угреша великого воина.