Начиная с 1164 года, русские князья пытались установить господство над Волгой и расположенной на ней Казанью. Столетия изнурительной войны, победы и поражения и, наконец, завоевательный поход Иоанна IV в 1552 году, окончившийся триумфом… Казалось бы, что цель достигнута! Но разное вероисповедание препятствовало духовному единению народов, необходим был стимул, который смог бы объединить русских и татар.
И такое знамение было дано свыше в 1579 году. Во время очередного волнения татар в городе случился пожар, Казань выгорела практически дотла. Но как раз тогда, когда дух горожан поник, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая найти на пепелище ее икону. Поначалу ребёнку никто не верил, в итоге Матрона начала поиски самостоятельно и нашла в указанном месте образ. Когда его переносили в Благовещенский собор (первый православный храм Казани), два слепца – Иосиф и Никита – внезапно прозрели. Так было положено начало возвышению Православия в татарских землях.
Владимирская икона Божьей Матери - одна из главных святынь русской православной церкви. По одной из версий Святая Дева была написана с натуры евангелистом Лукой, использовавшим в качестве материала доску от стола, за которым трапезовал Спаситель. В 12 веке образ был передан в дар Киевскому князю: икона переезжает во Владимир (в то время столицу Руси) и размещается Андреем Боголюбским в Успенском соборе. С того времени она получила имя «Владимирская».
В дальнейшем молитва перед иконой не раз спасала Русь от походов иноверцев. Так, в 1395 году, когда безжалостный завоеватель хан Тамерлан приблизился с грозной армией к Москве, святыню срочно доставили из Владимира. Все горожане сутками молились перед ней о спасении: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!». И чудо случилось: внезапно орда «Железного Хромца» развернулась и ушла восвояси. Легенда гласит, что пока русский народ молился Пресвятой Деве, Тамерлан увидел во сне видение. С вершины горы сошла к нему Пресвятая Богородица и повелела прекратить военный поход. Проснувшись и посоветовавшись с толкователями, Тамерлан повернул войска вспять.
Эта икона Божией Матери стала называться «знамением» после чудодейственного спасения Новгорода в 1170 году, когда удельные князья пытались захватить город. Архиепископ Илия, понимая, что военной мощи новгородцев не хватит, чтобы защитить город, удалился для молитвы. По прошествии 3-х дней ему было дано знамение: голос с неба повелел вынести на городскую стену образ Пресвятой Богородицы, который хранился в одном из храмов Новгорода.
При переносе икона попала под обстрел, и одна из стрел попала прямо в лик Девы. Горю горожан не было предела, но вскоре оно сменилось восторженными возгласами: из глаз Богородицы полились самые настоящие слезы. Увидев это, захватчики обезумели от страха и бросились в бегство, а ободренные поддержкой Бога новгородцы кинулись в бой и отстояли город.
Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о Единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым. Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали её всемирно ценным предметом искусства.
Донская икона Божией Матери была написана еще в 14 веке Феофаном Греком. Этот образ повсеместно прославился чудесами. Молитва перед ним помогала нашим воинам в сражениях против Золотой Орды, а также в Куликовской битве 1380 года. Победивший в этом бою московский князь Дмитрий Донской переименовал Успенский собор в Коломне в Донской, а хранимую там икону Пресвятой Богородицы – в Донскую. Прославленный образ участвовал в битвах Ивана Грозного против казанских ханов в 1552 году, а после – и в походе на Полоцк в 1563 году.
Иверская икона почитается как одно из древнейших изображений Богородицы. Предание гласит, что образ был создан самой Божией Матерью, когда Она прислонилась лицом к доске, на которой обычно пишутся иконы.
В VIII веке образ оказался в домашней церкви некой вдовы, которая проживала в Иерусалиме. Когда в городе начались иконоборческие волнения, разрушители ворвались в дом к этой женщине и ударили лик Божией Матери мечом. Из него начала струиться кровь и злоумышленники, напуганные до безумия, обернулись в бегство. А вдова с молитвой обратилась к Пречистой Деве, прося Её дать знак о том, как уберечь икону. Знак свыше был послан – женщина вышла на морской берег, положила образ на воду, и тот, приподнимаясь, медленно уплыл вдаль …
Прошли годы, и икона явилась рядом со Святой Горой Афон. Однажды иноки обители увидели огненный столп над морем и бросились к воде. Зарево уже погасло, зато на волнах покачивалась икона… Монахи попытались достать её из воды, но икона как будто специально уплывала от них. И только позже, по желанию Самой Богородицы образ сошел в руки Гавриила Святогорца. Икону перенесли в Иверский монастырь на Афоне.
По одной из версий, эта икона была написана еще в I веке апостолом и евангелистом Лукой. В Константинополь она попала из Иерусалима в V веке, а в 1383 году таинственным образом исчезла из города. Но спустя какое-то время появилась вновь, правда уже на русских землях, недалеко от Тихвина.
Первые народные упоминания об этом образе противоречивы. Очевидцы несколько раз видели икону в разных местах – она то появлялась в нескольких километрах от Тихвина, то снова исчезала. Наконец, явившись в самом городе, образ повис над рекой, а затем сошёл в руки русским христианам. Видимо, Богородица сама избрала это место постоянной обителью иконы. Специально для неё отстроили церковь, которая позже вошла в состав Большого Богородице-Успенского мужского монастыря.