С
26 февраля 2014 года в Церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в
Коломенском открывается Выставочный проект «ДНИ ПОСЛЕДНИЕ ДО ПОЛНОЧИ
ПАСХАЛЬНОЙ - иконы страстного цикла». Страстной цикл – сюжеты,
основанные на заключительных частях Евангелий, повествующих о последних
днях земной жизни Иисуса Христа – его жертвенной смерти и страданиях
(страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до «Положения во
гроб» и Воскресения. В этом цикле можно выделить такие сюжеты, как
«Христос на суде», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца»,
«Несение креста», «Снятие с креста», которые представлены в иконах на
выставке. Со 2 марта начинается Великий пост. С 14 апреля по 19 апреля
–Страстная седмица – квинтэссенция жизни Христа на земле, предшествующая
Светлому Воскресению Христову, Пасхе – 20 апреля.
Все дни
Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой
недели – Великая седмица. Каждый день Страстной недели посвящен
определенному евангельскому событию. И практически каждому из этих
событий соответствует определенная икона.
В русской иконописи,
связанной с византийской традицией, в отличие от западного искусства,
нельзя найти полный набор изображений Страстей, поскольку православие
имеет другую точку зрения на их визуальную передачу – меньше
эмоциональности, натурализма и больше скрытого величия Христа. Иконы
писались соответственно канону, освященному вековой церковной традицией,
что обусловливало общую композицию, колорит, детали изображения и
потому оказывало существенное влияние на стиль произведения.
Изобразительный
ряд страстных циклов точно следует за евангельским повествованием.
Более подробно о каждом сюжете можно будет прочесть в отдельных
аннотациях к каждой иконе, представленной на выставке.
Это иконы
конца XVII века из страстного ряда иконостаса церкви Святителя Николая
на Щепах, выполненные мастерской Оружейной палаты Московского Кремля в
темперной технике.
Страстям Господним посвящался отдельный чин
иконостасов, как правило, 6-й завершающий ряд. В его центре помещалось
более крупное или же резное изображение Распятия. Возник он как
самостоятельный ряд после Московского Большого собора (1666 – 1667
годов), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и
страсти Спаса нашего Иисуса Христа». Изображение «страстей» занимает
свое место в художественном ансамбле иконостаса благодаря появлению в
русских храмах со второй половины XVII века отдельного страстного ряда,
располагавшегося над праздничным чином либо в самом верху иконостаса. С
конца XVII века иконам Страстей, которые служили одновременно
завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали
различные декоративные формы – круга, эллипса и прочее, обрамляя их
резными золочёными картушами-рамами в ярко выраженном барочном стиле.
Представленные
эллипсоидной формы иконы, происходящие из церкви святителя Николая на
Щепах, составляли 6-й Страстной ряд, венчающий иконостас, в центре
которого располагалось Распятие.
Храм
"Николы на Щепах" (ныне действующий и находящийся в Москве в 1-м
Смоленском переулке) вначале был деревянным, затем перестроен в
каменный, а нынешний облик его сформировался при патриархе Иоакиме в
1686 г.
На выставке представлена фотография иконостаса этой церкви,
где можно увидеть расположение икон страстного ряда и посередине
Распятие.
Иконы страстного ряда в церквях располагаются на приличном
расстоянии от человека, а иной раз и размещаются на 6-м ряду иконостаса,
что практически лишает возможности увидеть эти иконы. Наш музей в
очередной раз предоставляет посетителям уникальную возможность
внимательно рассмотреть иконы Страстного цикла.