image

Конференция: Канон. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники» проводит по направлению «Церковь и культура» Всероссийскую научную конференцию «Канон. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства».

 

Академия имени С.Г.Строганова в четвертый раз проводит научную конференцию, посвященную теме искусства христианского мира, охватывающую широкий круг тем и объектов изобразительного, монументально-декоративного и прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Изучение истории и памятников искусства, создание предметов для литургического действия, проектирование храмов и росписей, реставрация произведений – всегда занимали значительное место в творческом наследии Строгановской школы.

В современной реставрационной деятельности в области храмового зодчества и монументальной живописи, реставрации интерьеров и убранства церквей зачастую встает вопрос: какой период жизни храма считать основой при формировании интегрального целостного образа храмового пространства? Каков результат совокупного воздействия пространства интерьера, живописно-пластической программы росписи, декоративных акцентов и храмового убранства? Как совмещаются и взаимодействуют в Каноне нормы различных временных слоев?

Понятия Времени и Пространства также имеют свою специфику и варианты прочтения в искусстве христианского мира. Их специфика в искусстве обусловлена категорией Целостность. Пространство и время церковного образа литургичны, погружены в Вечность, где нет земных измерений. Пространство передается совершенно иными средствами перцепта, нежели в привычных инструментах линейной или воздушной перспективы, сформированных в эпоху Нового времени. Точно также и интерпретация Времени осуществляется с помощью канонических жестов, особых формул движения, символики того и другого, символики цвета, тождественных образности апостольского Слова.

Время – одна из базовых категорий Мироздания. Ее присутствие есть и в самом понятии длительности Образа действия в литургии, и в понятии исторического процесса, и в индивидуальном понимании времени каждой отдельной личности. Время заложено и в объектах сакрального искусства, оно обретает образ и воплощение в произведениях искусства христианского мира. Это также тема истории и историзма в ее стилевом прочтении, времени человеческого бытия и Бытия Бога. Каковы формы отражения в каноне проблем времени, пространства, стиля и образа?

Одновременно это и вопрос поиска неповторимого и уникального образа храма для современных построек, вопрос возникающий при проектировании новых сооружений, вопрос присутствия канонических правил и норм в современных проектах.

С возрождением храмового строительства и потребностью развития отечественного монументально-декоративного церковного искусства возрастает актуальность как научных исследований в данной области, так и творческих поисков, путей взаимодействия канонических требований и условий с освоением новым материалов и технологий живописи, разработкой композиционных схем, целостных программ росписей.

Художники, архитекторы, скульпторы, мастера декоративного искусства обращались к каноническим системам как базовым структурам воплощения идеи Творца в гармониях пространства, формы. При этом канон играл и играет двоякую роль. С одной стороны, определяет уровень качества, содержательности, смысловой наполненности, композиционную целостность. С другой – подсказывает пути движения, связанные с его развитием.

Лейтмотив Рождественских чтений в этом году откликается на празднование годовщины Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг., включая в понятие подвига и тему монашеского подвига, нравственного и воинского подвига.

На протяжении веков созданные в лоне христианского искусства шедевры притягивают, восхищают, помогают прикоснуться к Вечности. Это та основа, которая наряду с другими мировыми шедеврами составляет культуру — многовековой опыт творческого преображения окружающего мира. Целью этого преображения является гармония бытия, достигаемая следованием идеалам любви, добра и красоты, помогающих обнаружению человека себя в истинах Слова.

Потому было бы неточно рассмотрение  изобразительного и монументально-декоративного искусства христианского мира, архитектуры и предметно-пространственной среды без определения канонических оснований, языка форм, цвета, пространства, с помощью которых реализуется осмысленное восприятие объектов христианской культуры.

Предлагаем участникам конференции обсудить круг вопросов, связанный с современным понимаем категорий Канон и Каноническое правило, природу их нравственно-этической и художественно-образной составляющих.

Приглашаем к участию исследователей, педагогов в системе высшего, среднего профессионального образования, преподавателей школ и студий, художников и дизайнеров.

Участие в конференции очное и заочное.

На основе присланных материалов будет сверстана программа. Материалы конференции и статьи будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.

Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 4 января 2020 г. включительно представить в оргкомитет:

  • заявку на участие в конференции;
  • материалы для публикации по электронной почте или на электронном носителе;

Материалы конференции будут опубликованы в тезисах

 

Почта для приема тезисов Е-mail:

a_sazikov@mail.ru Сазиков Алексей Владимирович

strog-nauka2011@yandex.ru Лаврентьев Александр Николаевич

 

Оргкомитет оставляет за собой право не принимать к публикации материалы не соответствующие заявленной тематике и обозначенным требованиям. 

В случае заочного участия в конференции материалы для публикации принимаются только при наличии внешней рецензии одного из ведущих специалистов в данной области.

 

Оргкомитет конференции:

Председатель оргкомитета: профессор, д.иск. ректор МГХПА им. С.Г.Строганова С.В.Курасов

Сопредседатели оргкомитета: публицист, член Союза писателей России, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре С.В.Парменов; профессор, д. иск. В.Б. Кошаев; д. иск., проректор МГХПА им. С.Г.Строганова А.Н.Лаврентьев.

Члены оргкомитета: профессор, д. иск., зав. кафедрой «Теория и история декоративного искусства и дизайна» Н.К. Соловьев; профессор, к. иск., зав. кафедрой «История искусства и гуманитарные дисциплины» К.Н.Гаврилин; к. филос. наук, Ученый секретарь МГХПА им. С.Г.Строганова Н.Н.Ганцева; доктор наук, профессор Варшавского университета Яцек Квятковский; к. арх, доцент Немецко-Иорданский университета А.К. Кудряшева; Монахиня Гавриила, Монастырь Иоанна Крестителя в Эссексе; к. иск., зав. научно-методическим отделом А.В. Сазиков; старший преподаватель кафедры «Художественная реставрация мебели», к. иск. Е.О.Мирошина.


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту