image

КРАСОТА, КОТОРАЯ СПАСАЕТ. КОНФЕРЕНЦИЯ

11-14 сентября в Архепископском дворце в Монреале (Сицилия, Италия) прошла конференция европейских христианских художников «Красота, которая спасает». Организаторами конференции выступили ассоциация «Иль Бальо» (l’associazione «Il Baglio», Палермо) и содружество «Артос» (Москва) при участии архиепископии Монреале. 


Такие конференции, которые носят также название «Лаборатория искусств» проходят уже двадцать лет. Инициаторы их — члены сицилийской ассоциации «Иль Бальо», но, как правило, в этих встречах участвуют художники не только из Италии, но и из других стран. В ХХ Лаборатории искусств приняло участие около 70 художников из Италии, Испании, Австрии и Америки. В этом году впервые на конференцию были приглашены православные художники, иконописцы, скульпторы и искусствоведы из России. Организатором конференции с российской стороны выступило содружество «Артос». Россиян было немного, всего 9 участников, это художники из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, однако присутствие православных на форуме сильно оживило его работу и даже внесло изменения в привычный контекст собора Монреале. Благодаря православным, в собор была принесена древняя, XII века, икона Богоматери Одигитрии, которая до того находилась в епархиальном музее. Этот факт особенно подчеркнул, принимая гостей из России, настоятель собора дон Никола. Рассказывая им о византийских мозаиках монреальского собора, он показал, как глубоко средневековые мастера понимали литургическое искусство, каждый образ собора раскрывается в богослужении и в то же время раскрывает смысл богослужения. Глубокое богословие и высокое художественное качество византийских мозаик свидетельствует, что в XII в. встреча Востока и Запада давала столь прекрасные результаты. О важности такой встречи сегодня и актуальности серьезного разговора о проблемах церковного искусства говорил также архиепископ Монреале Микеле Пенизи в своем приветственном слове к участникам конференции.

Каждый день ХХ Лаборатории начинался с теоретических докладов, а во второй половине дня проводились тематические «мастерские». Главные темой, задавшей вектор для обсуждений, были два доклада, представлявшие взгляд с Запада и взгляд с Востока». Первый был посвящен эволюции образа на Западе, прочитанный проф. Джулио Зеннаро, второй — «Икона и вера в православии сегодня» — был сделан Ириной Языковой. Эти доклады показали, как с разных сторон художники разных стран пришли к одному: нам необходим глубокий образ преображенный во свете Христовом и преображающий нас эти светом. В течение трех дне работы конференции эти доклады заинтересованно обсуждались.

В рамках искусств была организована выставка работ участников, представленные на ней в подлинниках или в виде фотографий на планшете, дали возможность художникам познакомиться друг с другом и обсудить свои работы и будущие проекты.

Сицилия, в культуре которой сплавлены нормандский, византийский, арабский, латинский элементы, стала прекрасным местом, где художники, работающие для Церкви, смогли не только обменяться мнениями, но и поучиться друг у друга. Ведь каждый художник мечтает сделать храм и его внутреннее пространство красивым и наполненным духом и глубоким смыслом, так чтобы входящий в него ощущал, что попал в иной мир, как это было с послами князя Владимира, которые в Софии Царьградской восклицали: «Не знаем, на небе мы были или на земле, но точно там Бог пребывает с человеками».

Соорганизаторы ХХ Лабораториии искусств — Колоджеро Зуппарди (l’associazione «Il Baglio», Палермо) и Сергей Чапнин (Содружество «Артос») — выразили готовность к открытому диалогу и сотрудничеству художников Италии и России.

В воскресенье 14 сентября, в день церковного новолетия, участники конференции посетили недавно открытый русский православный храм св. Александра Катанского в Палермо.

 

 

 

art-sobor.ru


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту