Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Музей Русской Иконы и Оргкомитет конференции приглашают 31 января и 1-2 февраля 2019 года на XV Международную научную конференцию «Икона в русской словесности и культуре». Основные темы, которые предполагается обсудить на заседаниях: богословие иконы, иконология, иконография, эстетика иконы, икона и слово, икона в словесности, икона в литературе Русского Зарубежья, слово в иконе, словесность об иконе, иконичность словесного художественного образа, иконотопос и эонотопос в художественной литературе.
Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее иконописи. При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.
Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.
Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.
Государственный Русский музей отказался переносить икону XII века "Ангел Златые власы" в Михайловский замок по просьбе бизнесмена Сергея Шмакова, сообщает Русская служба BBC со ссылкой на директора музея Владимира Гусева.
"Ангел Златые власы" - древнейшая икона в собрании ГРМ. Она изображает архангела Гавриила, его волосы выложены нитями из сусального золота. Фонд "Иваново дело", который возглавляют Сергей Шмаков и Светлана Шмакова, предлагал на время религиозных праздников перемещать икону в домовую церковь, расположенную в Михайловском замке (филиал Русского музея). Правда, помещение еще нужно отреставрировать.
Сегодня Самарская община - крупнейший духовно-культурный центр Староверия в Поволжье, бережно хранящий редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари, архивные документы и фотографии. При общине действует собственный музей, фонды которого и в настоящее время интенсивно пополняются.
Древность такого изображения не знает. На древних иконах, равно как и в стенописи (во фресках), до XVII века писали «Сошествие Христа Спасителя во ад», а надпись была «Воскресение Христово». Спрашивается, почему такое несоответствие?
Как было сказано ранее, икона есть богословие в образе, истинное же богословие основывается на духовном опыте отцов и учителей Церкви. Что же говорит нам их духовный опыт?
В церковном искусстве работает немало талантливых женщин, они пишут иконы, расписывают храмы, разрабатывают дизайнерские проекты для Церкви, занимаются прикладным искусством, реставрацией и преподают иконопись различных в учебных заведениях. Известно, что в традиционном обществе иконопись была мужским занятием, как монахов, так и мирян, а женщины обычно занимались лицевым и золотным шитьем. Так было и в Византии, и в Древней Руси. Но Новое время внесло в этот уклад свои коррективы. Начиная с XIX века, а в ХХ веке — повсеместно, писанием икон стали активно заниматься женщины. И они составили подлинную конкуренцию мужчинам. В современном иконописании женщины составляют едва ли не большинство, и потому устроители выставки решили показать наиболее интересные произведения этих художниц и мастериц.